29 марта 2018 г.

Профессиональный стандарт в России, как соответствовать новым требованиям. Система независимой оценки квалификации на соответствие профстандарту в РФ

Итак, 1 июля 2016 г. вступили в силу изменения в Трудовой кодекс (ТК РФ) об особенностях применения профессиональных стандартов в Российской Федерации. Следует напомнить, что 3 декабря 2012 г. Президент РФ подписал Закон N236-ФЗ "О внесении изменений в ТК РФ" и ст. 1 Федерального закона "О техническом регулировании", закрепив в ст. 195.1 ТК РФ два новых понятия: «квалификация работника» и «профессиональный стандарт (Пф Ст)». Из текста данного кодекса следует, что Пф Ст – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществ- ления определенного вида профессиональной деятельности [1]. Пф Ст разработаны согласно ст.195.1 ТК РФ Минтрудом России для применения работодателями при формировании кадровой полити- ки и в управлении персоналом, при организации обучения и аттеста- ции работников, заключении трудовых договоров, разработке долж- ностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 июля 2016 г. Причем, следует подчеркнуть, что требования установлены к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, а профессиональные стандарты в части названных требова- ний будут обязательны для применения работодателями (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ), если ТК РФ или иными нормативными актами не установлены особые требования к квалификации работников. Причем, для государственных и муниципальных организаций (государственных внебюджетных фондов, государственных и муници- пальных учреждений, унитарных предприятий, а также государствен- ных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, у которых более 50% акций (долей) в уставном капитале находится в государственной или муниципальной собственности) особенности применения профес- сиональных стандартов установит Правительство РФ (ст. 4 Закона N122-ФЗ) в связи с важностью внедрения Пф Ст, а также с целью по- вышения производительности труда, обеспечения качества выполняе- мых работ (услуг) [8]. Для некоторых категорий работодателей и работников оно обяза- тельно уже сейчас, для большинства работодателей эта обязанность установлена только с 1 июля 2016 г. и лишь для минимальной (специ- фичной) категории работников ее определили с 01.01.2017 г. Стоит отметить, что для некоторых Пф Ст их вступление в силу не раз про- лонгировалось на более поздние сроки. Например, изначально предпо- лагалось, что «Педагог (педагогическая деятельность в сфере до- школьного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)» начнет работать с 1 января 2015 г. Но сейчас в 43 реги- онах России проходит апробация Пф Ст и, по словам Ливанова, проф- стандарт не должен стать неожиданностью для педагогов. Именно по этой причине обязательное применение Пф Ст по инициативе Мино- бразования и Минтруда было перенесено на 1 января 2017 г., а по мере того, как будет продвигаться апробация этого стандарта, этот срок возможно и дальше отодвинется. В связи же с недавним назначением нового министра образования Российской Федерации О. Васильевой могут возникнуть некоторые изменения хода текущего вопроса. Попробуем рассмотреть процесс перехода на профстандарты с раз- личных сторон: с одной стороны, как ряд свобод и разрешающих мер, прав, а также возможностей работодателя и работника, а с другой сто- роны, возникающей ответственности за принятые решения и порядок штрафных санкций, распространяющихся на работодателя. Переход от единых квалификационных требований к Пф Ст упро- стит подбор кадров, а работодателю не придется подробно расписы- вать требования для вакансий, можно будет просто сослаться на типо- вые нормы. Они, кстати, могут быть прописаны в трудовом договоре и/ или эффективном контракте. Особенно актуальным будет являться прописывание упомянутых требований в трудовом договоре, что обя- зательно возникнет при постепенной отмене хождения трудовых кни- жек работников, проект которых уже сейчас находится на рассмотре- нии в Госдуме и касается пока только организаций с штатом менее 15 сотрудников. Причем, предполагается, что Пф Ст должен выступить в качестве базы для оценки квалификаций и труда работника, а эффективный контракт – в качестве инструмента соединения интересов работника и руководителя для решения задач конкретной организации. Стоит сказать, что во многих учреждениях уже начался переход от трудового договора к эффективному контракту, который весьма жестко начинает регламентировать трудовые функции каждого работника, квалифика- ционное соответствие должности, критерии оценки эффективности его деятельности, а также размер поощрения за результаты труда. При этом, у некоторых работодателей может возникнуть скрытое желание и дополнительная возможность для сокращения сотрудников в целях оптимизации труда, а также назначение досрочной аттестации сотруд- ника, чей профессиональный уровень не соответствует требованиям к принятым нормам [3]. Хотелось бы особо отметить, что обязательность применения тре- бований Пф Ст, установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя. Если работодатель не применяет обязатель- ные профстандарты, ему грозит штраф за нарушение ТК РФ, для юр- лиц по общему правилу это составляет от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Осо- бая ответственность возникает в случае оформления трудового дого- вора ненадлежащим образом (руководителю организации грозит при- влечение к ответственности, например, если должность, предполага- ющая льготы, указана в трудовом договоре без учета профстандарта либо квалификационного справочника, юрлица оплачивают наруше- ние данной нормы от 50 тыс. до 100 тыс. руб.) [7]. Важным является и то, что, если в результате принятия Пф Ст бу- дет установлено несоответствие образования работника требованиям стандарта, уволить его на этом основании неправомочно, ввиду отсут- ствия такого основания согласно ТК РФ. В связи с этим, работодатель принимает решения о направлении работника на процедуру аттестации с целью проверки его квалификации либо получения дополнительного образования. Поэтому уже сейчас в нашей стране началась массовая переквалификация работников различных областей профессиональной деятельности. Работник может отказаться от прохождения обучения, и тогда работодателю в любом случае придется проводить аттестацию. В дополнение к рассматриваемой теме Минтруд напоминает и разъясняет, что согласно ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые устанавливаются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. То есть, с одной стороны – прямой обязанности направлять всех работни- ков, чей уровень образования или стаж не соответствует требованиям стандартов, на обучение у работодателя нет [4]. Минтруд обращает внимание, что при применении квалификаци- онных справочников и Пф Ст, следует учитывать: лица не имеющие спецподготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требо- вания к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Вероятно, здесь Минтруд имеет в виду только случаи, когда требования к квали- фикации не предусмотрены федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ [2,9] Если же аттестационная комиссия выявит несоответствие работни- ка занимаемой должности (выполняемой работе) вследствие недоста- точной квалификации, его остается уволить на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – «несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, под- твержденной результатами аттестации», но вначале работодатель дол- жен будет предложить работнику перевод на другую имеющуюся у него работу, соответствующую квалификации этого работника [2]. Подводя итог совокупности возможностей работодателя и право- применительной практики, следует напомнить, что в связи с вступле- нием в силу Закона N 122-ФЗ с 1 июля 2016 г., основная работа по принятию решения большинством работодателей в части применения Пф Ст в своей работе и ряда необходимых мероприятий уже сделана. А именно, сопоставлены штатное расписание организации и наличие должностей и профессий, по которым уже приняты профессиональные стандарты, согласно опубликованному реестру профстандарта. Но ра- ботодателю еще необходимо проверить, по каким профессиям и долж- ностям сейчас Пф Ст нет, но они планируются к принятию. Уже проведено сопоставление того, насколько сотрудники соответ- ствуют требованиям, утвержденных Пф Ст. Эти результаты проверки необходимо обязательно документально оформить и при выявленных несоответствиях включить в разработанную программу перехода на профстандарты в раздел «Обучение работников» [2]. Следует напомнить, что во многих стандартах установлено требо- вание наличия профессиональной переподготовки (обязательные усло- вия для такой переподготовки – объем курса не менее 250 академиче- ских часов); если у работника нет специального базового образования, данного работника необходимо обучать. Важно отметить, что в случае выявления несоответствия наимено- ваний должностей штатного расписания, установленных стандартами, должностным инструкциям и трудовым договорам, необходимо при- вести их в соответствие. Очень вероятно, что работодателю придется начать пересматривать и оплату труда работников и, исходя из требований ст. 129 и 132 ТК РФ, установить такую систему оплаты труда, чтобы работники с более высокой квалификацией и, следовательно, имеющие более вы- сокий квалификационный уровень по профессиональному стандарту получали большую заработную плату, чем работники с более низкой квалификацией и более низким квалификационным уровнем[2]. В ходе внедрения профстандартов, большинство участников этого процесса (работодатели, специалисты кадровой службы, обществен- ные организации, контрольно-надзорные органы, работники предприя- тий, граждане, планирующие поступать в учебное заведение, профес- сиональные образовательные организации разного уровня и др.) стал- киваются со сложностью отслеживания, изучения и усвоения огромно- го потока периодически меняющейся нормативно-правовой информа- ции данного вида реформы. В этой связи правительством и профиль- ными министерствами в помощь всем участникам упомянутого про- цесса разработан ряд программ и мероприятий консультативно- разъяснительного порядка, с которыми можно ознакомиться на ин- формационных ресурсах/ официальных сайтах Минтруда России «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru); или ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России (http://vet-bc.ru). К примеру, на этих ресурсах можно отслеживать самую свежую информацию о профстан- дартах (принятых (реестр Пф Ст), разрабатываемых и планируемых к разработке; типовых вопросах применения Пф Ст (можно задать во- прос по адресу эл. почты: primenenieps@mail), разъяснительных пре- зентациях, консультациях, графике семинаров / вебинаров профиль- ных министерств / ведомств, новости о проектах / реализации / вступ- лении законодательных норм и проч.). Невозможно оставить без рассмотрения и такой вопрос, как систе- ма независимой оценки квалификации на соответствие профессио- нальным стандартам. 3 июля 2016 г. президент РФ подписал закон «О независимой оцен- ке квалификации» № 238-ФЗ, разработанный по его поручению Мин- трудом России при участии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), общероссийских отраслевых объедине- ний работодателей, советов по профессиональным квалификациям, научных и экспертных организаций, вступающий в силу с 1 января 2017 г. Этот закон станет базовым документом, регулирующим фор- мирование объединениями работодателей системы независимой оцен- ки квалификации на соответствие профессиональным стандартам, ос- нованной на доверии к качеству этой оценки со стороны работодате- лей и граждан. Координатором системы независимой оценки квалифи- кации является Национальный совет при Президенте РФ по професси- ональным квалификациям. Советы по профквалификациям наделяются полномочиями отбора юрлиц для проведения оценки квалификации (центры оценки квалификации (ЦОК). ЦОК проводят оценку квалифи- кации в форме профессионального экзамена, по итогам сдачи которого выдается свидетельство определенного периода действия согласно квалификации, а при неудовлетворительном результате будут выданы письменные рекомендации работодателю. Нацагентство развития ква- лификаций в свою очередь будет формировать и осуществлять ведение информационно-справочного ресурса «Реестра независимой оценки квалификаций». Оценка квалификации по инициативе соискателя про- водится за счет средств соискателя либо иных физических и (или) юридических лиц. В связи с принятием законопроекта предусматрива- ется внесение изменений в ТК РФ в части регулирования порядка направления работодателями работников и предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс РФ в связи с введением института не- зависимой оценки квалификации [5,6]. В целях стимулирования работодателей и граждан к участию в си- стеме оценки квалификации законопроектом предлагается расходы работодателей на оценку квалификации относить к прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг). Для граждан планируются социальные налоговые вычеты в случае расхо- дов на прохождение оценки квалификации. В настоящее время с участием советов по профквалификациям раз- рабатывается пакет подзаконных нормативных правовых актов, регла- ментирующих организацию и проведение независимой оценки квали- фикаций, которые будут разъяснять обязательность и необходимость в этой платной услуге (стоимость работ утверждена НацСоветом при президенте РФ по профквалификациям протоколом от 20.05.2015 г. №10) по независимой оценке квалификации работника на соответствие вступающим в силу профессиональным стандартам [5,6]. Изучение и анализ вышеупомянутых нормативно-правовых актов, официальных интернет ресурсов, а также пресс-релизов в СМИ в ши- роком плане позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, введение нового профессионального стандарта работ- ника неизбежно влечет за собой изменение стандартов его подготовки во всех отраслях экономики России. Во-вторых, в любых цивилизованных странах успешно внедрены и существуют профессиональные стандарты, внедрение их проходило постепенно, в период 10-15 лет. В нашем же случае данная реформа рассчитана на 4-5 лет. Сейчас мы находимся в сложном периоде ответственного процесса перехода на профессиональные стандарты и независимую оценку квалификации на соответствие профстандарту. Нам предстоит достаточно длинный и напряженный путь, который может выйти за рамки пятилетних рас- чётов, так как сейчас только начался процесс его апробации. Однако, при грамотном подходе к этому вопросу в рамках плавного внедрения профессиональных стандартов, обнародованная ранее кон- цепция досрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года может дать реальный импульс дви- жению вперед. 
Литература
1. Кузнецова Э.В., Фатеева А.А. О концепции развития дополни- тельного профессионального образования в России в условиях перехо- да к профессиональному стандарту // Новые технологии в науке, обра- зовании, производстве: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.- практ. конференции 15 – 17 июня 2015 г. – Рязань: изд-во НП «Голос Губернии», 2015. – С. 24-30. 2. Куревина Л. Профессиональные стандарты. Пора действовать // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2016. – №5. – С. 48-57// СПС «Консультант плюс». 3. Фатеева А.А. Дополнительное профессиональное образование в России в условиях перехода к профессиональному стандарту // Новые технологии в науке, образовании, производстве: сб. науч. тр. по матери- алам Междунар. науч.-практ. конференции 20 – 23 декабря 2014 г. – Ря- зань: изд-во НП «Голос Губернии», 2015. – С. 347-354. 4. Министерство труда и социальной защиты РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://profstandart.rosmintrud.ru (дата обращения 25.07.2016г.) 5. ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социаль- ного страхования» Минтруда России [Электронный ресурс]. – URL: http://vet-bc.ru/ (дата обращения 28.07.2016 г.) 6. Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям [Электронный ресурс]. – URL: http://nspkrf.ru/newsnspk/item/67-fz_nok.html (дата обращения 20.07.2016 г.) 7. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197- ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2016) // СПС «Консультант плюс». 8. Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ // СПС «Консультант плюс». References 1. Kuznecova E.V., Fateeva A.A. O koncepcii razvitija dopolnitelnogo professionalnogo obrazovanija v Rossii v uslovijah perehoda k professionalnomu standartu // Novye tehnologii v nauke, obrazovanii, proizvodstve: sb. nauch. tr. po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konferencii 15 – 17 ijunja 2015 g. – Rjazan: izd-vo NP «Golos Gubernii», 2015. – S. 24-30. 2. Kurevina L. Professionalnye standarty. Pora dejstvovat // Kazennye uchrezhdenija: buhgalterskij uchet i nalogooblozhenie. – 2016. – №5. – S. 48-57. 3. Fateeva A.A. Dopolnitelnoe professionalnoe obrazovanie v Rossii v uslovijah perehoda k professionalnomu standartu // No-vye tehnologii v nauke, obrazovanii, proizvodstve: sb. nauch. tr. po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konferencii 20 – 23 dekabrja 2014 g. – Rjazan: izd-vo NP «Golos Gubernii», 2015. – S. 347-354. 4. Ministerstvo truda i socialnoj zashhity RF [Jelektronnyj resurs]. – URL: http://profstandart.rosmintrud.ru (data obrashhenija 25.07.2016g.) 5. FGBU «Nauchno-issledovatel'skij institut truda i socialnogo strahovanija» Mintruda Rossii [Elektronnyj resurs]. – URL: http://vet-bc.ru/ (data obrashhenija 28.07.2016 g.) 6. Nacionalnyj sovet pri Prezidente RF po professionalnym kvalifikacijam [Elektronnyj resurs]. – URL: http://nspkrf.ru/news-nspk/item/67- fz_nok.html (data obrashhenija 20.07.2016 g.) 7. // SPS «Konsultant Pljus»

Комментариев нет: