23 марта 2018 г.

Профессиональный стандарт и независимая оценка квалификации на соответствие профстандарту в России

Согласно вступившим в силу изменениям в Трудовом кодексе (ТК РФ) об особенностях применения профессиональных стандартов в РФ с 01.07.2016 г., прошло около 1,5лет. Хотелось бы напомнить о Законе N236-ФЗ от 03.12.2012г. "О внесении изменений в ТК РФ" и ст. 1 Федерального закона "О техническом регулировании" и закреплении в ст. 195.1 ТК РФ двух новых понятий: "квалификация работника" и "профессиональный стандарт (Пф Ст)", из текста которого следует, что Пф Ст - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Пф Ст разработаны согласно ст.195.1 ТК РФ Минтрудом РФ для применения работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 01.07. 2016 г. Причем, подчеркну, что требования установлены к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, а профессиональные стандарты в части названных требований будут обязательны для применения работодателями (ч.1 ст.195.3 ТК РФ), если ТК РФ или иными нормативными актами не установлены особые требования к квалификации работников [1]. Рисунок 1. ‒ Процесс применения профессиональных стандартов Причем, для государственных и муниципальных организаций особенности применения Пф установлены Правительством РФ (ст. 4 закона N 122-ФЗ) в связи с важностью внедрения Пф Ст, а также с целью повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг). Попробуем рассмотреть процесс перехода на Пф Ст с различных сторон: с одной стороны, как ряд свобод и разрешающих мер, прав, а также возможностей работодателя и работника; а с другой стороны, возникающей ответственности за принятые решения и порядок штрафных санкций, распространяющихся на работодателя. Переход от единых квалификационных требований к Пф Ст упростит подбор кадров, а работодателю не придется подробно расписывать требования для вакансий, можно будет просто сослаться на типовые нормы. Они, кстати, могут быть прописаны в трудовом договоре и / или эффективном контракте. Предполагается, что Пф Ст должен выступить в качестве базы для оценки квалификаций и труда работника, а эффективный контракт – в качестве инструмента соединения интересов работника и руководителя для решения задач конкретной организации. Стоит сказать, что во многих учреждениях перешли от трудового договора к эффективному контракту, который начинает более четко регламентировать трудовые функции каждого работника, квалификационное соответствие должности, критерии оценки эффективности его деятельности, а также размер поощрения за результаты труда [2, с.221]. Особо отметим, что обязательность применения требований Пф Ст установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя. Если работодатель не применяет обязательные профстандарты, ему грозит штраф за нарушение ТК РФ; для юрлиц по общему правилу это составляет от 30 тыс. до 50 тыс. руб. [1]. Особая ответственность возникает в случае оформления трудового договора ненадлежащим образом (руководителю организации грозит привлечение к ответственности, например, если должность, предполагающая льготы, указана в трудовом договоре без учета профстандарта либо квалификационного справочника, юрлица оплачивают нарушение данной нормы от 50 тыс. до 100 тыс. руб.). Подводя итог совокупности возможностей работодателя и правоприменительной практики, следует напомнить, что в связи с вступлением в силу закона N122-ФЗ с 01.07.2016г., основная работа по принятию решения большинством работодателей в части применения Пф Ст в своей практике и проведению ряда необходимых мероприятий сделана. А именно, сопоставлены штатное расписание организации и наличие должностей и профессий, по которым уже приняты Пф Ст согласно имеющемуся реестру (причем, на 01.11.2017г. утверждено 1086 Пф Ст), также сопоставлены соответствия сотрудников требованиям, утвержденным Пф Ст, а результаты проверки при выявленных несоответствиях реализуются согласно разработанной программе перехода на профстандарты (раздел «Обучение работников») [2]. Напомним, что во многих стандартах установлено требование наличия профессиональной переподготовки (обязательные условия для такой переподготовки - объем курса не менее 250 ак.часов); если у работника нет специального базового образования, данного работника необходимо обучать. Важно отметить, что в случае выявления несоответствия наименований должностей штатного расписания, установленных стандартами, должностным инструкциям и трудовым договорам, необходимо привести их в соответствие. Ряд работодателей пересмотрели оплату труда работников и, исходя из требований ст. 129 и 132 ТК РФ, установили такую систему оплаты труда, при которой работники с более высокой квалификацией имеют более высокий квалификационный уровень по Пф Ст, получают большую заработную плату, чем работники с более низкой квалификацией /квалификационным уровнем [1]. В ходе перехода на профстандарты, большинство участников этого процесса (работодатели, специалисты кадровой службы, общественные организации, контрольно-надзорные органы, работники предприятий, граждане, профессиональные образовательные организации разного уровня и др.) сталкиваются со сложностью отслеживания актуальной нормативно-правовой информации данного вида реформы. В этой связи правительством и профильными министерствами в помощь всем участникам упомянутого процесса разработан ряд программ и мероприятий консультативно-разъяснительного порядка, с которыми можно ознакомиться на информационных ресурсах/ официальных сайтах Минтруда России «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru) или ФГБУ "Научно- исследовательский институт труда и социального страхования" Минтруда России (http://vet-bc.ru). К примеру, на этих ресурсах можно отслеживать самую свежую информацию о профстандартах (принятых, разрабатываемых и планируемых к разработке); можно узнать о: датах бесплатных вебинарах профильных министерств (по поручению Минтруда и соцзащиты РФ на площадке «Российское общество «Знание», 14.12.2017 г. в 10.00 по московскому времени пройдет вебинар «Применение профессиональных стандартов», который будет транслироваться в сети «Интернет» по адресу:https://www.youtube.com/watch?v=FmYN87I1ZwQ), вступлении законодательных норм и проч. [3]. Невозможно оставить без рассмотрения и такой вопрос, как система независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам. С 01.01.2017 в трудовые отношения введена независимая оценка квалификации (оценка квалификации, НОК). В силу вступили сразу три Закона, формирующие систему НОК, устанавливающие процедуру ее проведения и регулирующие отношения работника, проходящего НОК, и работодателя. Согласно ст. 3 Закона об оценке квалификации система НОК включает в себя следующих участников, представленных в Таблице 1. [4,5]. Участники систем ы НОК Национальный совет координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профсоюзов и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций в сфере НОК Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) базовый центр профподготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров - осуществляет организационную, методическую, экспертно- аналитическую поддержку участников системы (автономная НКО, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей и профсоюзов, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти) Советы по профессиональным квалификациям (СПК) органы управления, полномочные организовывать проведение НОК по определенному виду профессиональной деятельности (например, Совет по профессиональным квалификациям в области фармации, Совет по профессиональным квалификациям в здравоохранении, - в настоящее время создано 28 советов) Центры оценки квалификаций (ЦОК) юридические лица, проводящие независимую оценку, которые создаются по решению Национального совета. Каждый ЦОК имеет свой перечень квалификаций, по которым проводит экзамены. Устанавливает этот перечень совет по профессиональным квалификациям (п. 1 ст. 8 Закона об оценке квалификации) Работодатели предприятия (организации), проводящие НОК в отношении работников, с которыми заключены трудовые договоры (причем, работодатель может направить на прохождение НОК и соискателей на должность, которые не являются сотрудниками организации, однако в дальнейшем связанные с этим расходы нельзя будет признать при исчислении налога на прибыль) Соискатели работники или претендующие на осуществление определенного вида трудовой деятельности лица (например, претенденты на вакансию), обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки для подтверждения своей квалификации Минтруд России уполномоченный орган исполнительной власти, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (после одобрения Национальным советом утверждает примерное положение о совете, требования к ЦОК, форму бланка свидетельства о квалификации, положения об апелляционной комиссии, о проведении профэкзамена, о разработке оценочных средств для проведения экзаменов и т.д.) Таблица 1. ‒ Основные участники системы НОК Попробуем разобраться, что представляет собой независимая оценка квалификации (НОК). Согласно п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ под независимой оценкой квалификации понимается процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ [6]. Независимая оценка квалификации проводится (ЦОК) в соответствии с правилами Закона № 238-ФЗ, а работодатель проводит НОК в отношении работников, с которыми заключены трудовые договоры. Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или для получения дополнительного профессионального образования, в том числе на НОК, перечислены в ст. 187 ТК РФ и включают сохранение за сотрудником места работы (должности, выплаты средней заработной по основному месту работы, возмещения расходов, предусмотренных для служебных командировок(суточные, стоимость проезда и проживания). В целях стимулирования работодателей и граждан к участию в системе оценки квалификации законопроектом предусмотрено: расходы на оценку квалификации относить к прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг), согласно пп. 23 п. 1, пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ [6]. Расходы на проведение НОК и налогообложение предполагают следующее. В связи с вступлением в силу Закона № 238-ФЗ в Налоговый кодекс Законом № 251-ФЗ был внесен ряд поправок, в частности, в ст. 217, 219, 264. Данные изменения начали действовать 01.01.2017 года. А теперь о налоге на прибыль. Как уже было отмечено, на основании ст. 187 ТК РФ прохождение работником НОК по инициативе работодателя оплачивается за счет его средств. Федеральным законом № 251-ФЗ в расходы на обучение, учитываемые в порядке, предусмотренном ст. 264 НК РФ, включены также расходы на прохождение НОК на соответствие требованиям к квалификации работников налогоплательщика [7, с. 4-5] . Аналогичные условия должны быть соблюдены при признании расходов на НОК «упрощенцами» с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на расходы» (пп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение работником НОК на соответствие требованиям к квалификации. В соответствии с п. 21.1 ст. 217 НК РФ (введен Законом № 251- ФЗ) не подлежат налогообложению суммы оплаты за прохождение НОК работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, согласно законодательству РФ. Суммы оплаты прохождения работниками НОК не перечислены среди расходов, освобожденных от обложения страховыми взносами (пп. 12 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 13 п. 1 ст. 20.2 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Из данных норм следует, что на такие суммы нужно начислять страховые взносы. Вероятно, в данной ситуации взносы не начисляются, как и в отношении стоимости обучения работника, если оно проводится в рамках основных профессиональных образовательных программ или дополнительных профессиональных программ (письма Минфина РФ от 16.11.2016 № 03-04-12/67082, ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08- 13985, а также информация ФСС, размещенная на сайте http://fss.ru 04.03.2016). Возможно, в ближайшее время законодатели исправят данный пробел, а пока во избежание разногласий с проверяющими желательно обратиться за разъяснениями в инспекцию ФНС и территориальное отделение ФСС по месту регистрации организации. В случае, когда НОК проводится по инициативе работника, как ранее отмечалось, она финансируется за счет его средств (п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ прямо предусматривает эту возможность) В частности, работник может выступить в роли инициатора проведения оценки в случае, если он претендует на ту или иную должность. При этом следует обратить внимание на пп. 6, который был введен в п. 1 ст. 219 НК РФ Законом № 251-ФЗ, где предусмотрено предоставление социального вычета по НДФЛ. Прохождение НОК является добровольной процедурой, то есть работодателю необходимо получить письменное согласие работника. В частности, согласие можно получить на уведомлении. Спецформа уведомления законодательством не установлена, так что оно составляется в произвольном виде. Порядок и условия направления работников на НОК необходимо прописать в коллективном или трудовом договоре. Такое требование установлено в ст. 196 ТК РФ. Теперь перейдем к вопросу о правилах проведения экзамена по НОК. С 01.01.2017 года действуют Правила проведения ЦОК на независимую оценку квалификации в форме профессионального экзамена (далее – профэкзамен), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 (далее – Правила № 1204). Согласно п. 6 Правил № 1204 лицо, за счет средств которого проводится профэкзамен (работодатель, соискатель, иное физическое или юридическое лицо), производит оплату услуг по проведению профэкзамена на основании заключенного между ним и ЦОК договора о возмездном оказании услуг. Для прохождения профэкзамена соискатель лично или через законного представителя подает в ЦОК на бумажном или электронном носителе комплект документов (подробный перечень в п. 7 Правил № 1204) [6, 7, с. 7-8]. В течение 10 календарных дней после получения комплекта документов ЦОК информирует соискателя или работодателя способом, указанным в заявлении. Экзамен проводится в соответствии с оценочными средствами для проведения НОК по соответствующей квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям (причем, при проведении профэкзамена вправе присутствовать представители Минтруда, совета по профессиональным квалификациям). В соответствии с п. 15 Правил № 1204 результаты профэкзамена оформляются протоколом экспертной комиссии. По итогам профэкзамена ЦОК выдает (ч. 4, 5 ст. 4 Закона № 238-ФЗ) свидетельство о квалификации ( в случае успешного прохождения экзамена - с внесением сведений в специальный реестр) или заключение о результатах профэкзамена с рекомендациями соискателю(при неудовлетворительном результате экзамена). По правилам ч. 6 ст. 4 Закона № 238-ФЗ работник и работодатель, если они не согласны с результатами экзамена, в течение 30 кал. дней с даты их информирования вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию СПК. [7, с. 8-9]. В целях информирования работодателей и граждан о проведении экзамена на сайтах ЦОК и СПК, а также в реестре сведений о проведении НОК размещаются соответствующие сведения. В заключении статьи хотелось бы отметить, что с нормативной точки зрения в ней рассмотрена лишь малая часть ответственного и достаточно сложного процесса перехода на профессиональные стандарты и независимую оценку квалификации на соответствие профстандарту. Нашей стране и всем участникам упомянутых реформ предстоит достаточно длинный и напряженный путь, который может выйти за рамки намеченных расчётов, так как сейчас только начался процесс его апробации. Причем, на текущий момент еще сохраняется тенденция значительной доли перевеса противоречивых вопросов адаптационного и нормативно-консультационного плана, нежели ответов по внедрению текущих реформ в РФ. Для ускорения хода процесса рассматриваемых реформ при возникновении вопросов, на мой взгляд, очень важна и необходима достойная методическая поддержка, организация обстоятельных консультаций как для работодателей, так и для соискателей (физлиц), с проведением НОК и применением профстандартов, а также доработка ряда нормативных мер. Стоит отметить, что сейчас эти вопросы уполномочены разъяснять Национальное агентство развития квалификаций и Минтруд. Однако надо заметить, что при грамотном подходе к данным реформам в рамках их плавного внедрения, обнародованная ранее концепция досрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года может дать реальный импульс движению вперед. 
Извлечение: Международный сборник научных трудов от 10 – 13 ноября 2017 г. / «Региональный институт бизнеса и управления»; Рязань, по материалам сборника научных трудов 10 – 13 ноября 2017 г. «Новые технологии в науке, образовании, производстве» / О «Региональный институт бизнеса и управления»; под ред. А.С. Печникова. – Рязань: изд-во Коняхин А.В., 2017.– 634 с. ISBN978_5_9500841_1_9 // Автор статьи: Фатеева А.А. , название статьи: «Профессиональный стандарт и независимая оценка квалификации на соответствие профстандарту в России».


Литература: 1. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017) СПБ "Консультант плюс" [Электронный ресурс] (дата обращения 20.11.2017г.) 2. Фатеева А.А. Профессиональный стандарт в России, как соответствовать новым требованиям. Система независимой оценки квалификации на соответствие профстандарту в РФ// Новые технологии в науке, образовании, производстве: сб. науч. тр. По материалам Междунар. науч.-практ. конференции. 27– 30 сентября 2016 г. – Рязань: изд-во Коняхин А.В., 2016. – С. 209-217. 3. Министерство труда и социальной защиты РФ [Электронный ресурс]. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru (дата обращения 27.11.2017г.) 4. Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям [Электронный ресурс]. URL: http://nspkrf.ru/newsnspk/item/67-fz_nok.html (дата обращения 27.11.2017г.) 5. Панина Д.Ю. Кто, как и кому теперь оценивает квалификацию? // Руководитель бюджетной организации. 2017. N 1. С. 55 - 62. [Электронный ресурс]. в СПБ «Консультант Плюс» № в ИБ 26864 (дата обращения 28.11.2017г.) 6. СПБ «Консультант Плюс» (дата обращения 27-28.11.2017г.) 7. Абросимова Ю. В. Направляем работников на независимую оценку квалификации //эл.журнал "Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение" /2017.№ 3.[Электронный ресурс]. URL: https://www.audit-it.ru/articles/account/stuff/a61/899558.html (дата обращения 27.11.2017г.)

22 марта 2018 г.

21 марта в Минобрнауки России состоялось заседание Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).

21 марта в Минобрнауки России состоялось заседание Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Заседание провёл председатель Совета, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации – руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов. Участие в заседании приняла Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева.
Открывая заседание, глава Минобрнауки России отметила, что «новая редакция ФГОС начального и основного общего образования стала результатом большой работы в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации по определению во ФГОС базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ для обеспечения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации». Министр пояснила, что в процессе доработки действующих ФГОС не менялась общая концепция стандартов, сохранена структура и совокупность требований к результатам реализации основных образовательных программ.
- Обновление ФГОС нацелено не на структурные изменения, а на добавление в них базового предметного содержания, того необходимого минимума, который обязан знать каждый учащийся по каждому предмету. У нас есть поручение Президента о создании единого образовательного пространства, работа над которым затрагивает три вещи: стандарты, учебники и экспертизы учебников, и это всё взаимосвязано. Подчеркну, что добавление базового содержания в стандартах не запрещает педагогу и ученику углублять и расширять знания по предмету, а создает тот необходимый минимум, на котором можно выстраивать по кирпичику свое дальнейшее развитие, - сказала Ольга Юрьевна.
О.Ю. Васильева подчеркнула, что «все изменения касаются только обязательной части основной образовательной программы. При этом у школ сохраняются свобода и самостоятельность в формировании вариативной части с учётом выбора участников образовательных отношений».
Глава Минобрнауки России также сообщила, что над новой редакцией ФГОС работало более 300 специалистов, среди которых представители Российской академии наук, Российской академии образования, Московского педагогического государственного университета.
- Впервые проект новых ФГОС обсуждался с детьми – участниками региональных этапов всероссийской олимпиады школьников, - сообщила О.Ю. Васильева.
Конкретизируя ситуацию с подготовкой новой редакции ФГОС начального и основного общего образования, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России, заместитель председателя Совета по ФГОС А.Е. Петров уточнил, что проекты приказов Минобрнауки России об утверждении ФГОС в новой редакции проходили общественное обсуждение с 9 по 24 июля 2017 года.
- Проявили интерес к этому документу более 30 тысяч человек, из них в  общественном обсуждении приняли участие более 7 тысяч человек, в числе которых поступило около двухсот предложений содержательного характера, - сказал А.Е. Петров.
Директор Департамента обратил внимание, что «проекты ФГОС в новой редакции позволят проверять все предметные результаты, как  в ходе текущего контроля, так и в ходе государственной итоговой аттестации, чего не было ранее».
В рамках обсуждения проектов ФГОС начального и основного общего образования на заседании Совета выступила директор Федерального института педагогических измерений О.А. Решетникова.
- Сейчас активно обсуждается творчество учителя, его возможности в реализации подходов обучения. Но мы должны понимать, в чём, действительно, заключается творчество учителя. Вряд ли оно состоит только в том, чтобы определять, когда, в какой год обучения должна изучаться та или иная тема по учебному предмету. Подлинное творчество учителя проявляется в формах организации урока, разнообразии методик, которые он применяет на уроках. В то же время мы забываем, что главным субъектом процесса обучения является ребёнок. Ученик и его родители на протяжении всего обучения в школе должны иметь право понимать, в чём заключается траектория развития ребёнка и требования к этой траектории по каждому этапу обучения. Где бы ребёнок ни оказался, требования к результатам его обучения должны быть едиными. И это никак не противоречит творчеству учителя и вариативной части, которая может быть реализована в программной части ФГОС, - сказала О.А. Решетникова.
По итогам голосования членов Совета проект ФГОС начального общего образования большинством голосов принят без изменений. Проект ФГОС основного общего образования будет доработан с последующим повторным рассмотрением, при этом ни один член Совета не проголосовал за отклонение его принятия. Предложения по доработке проекта ФГОС основного общего образования будут внесены до 28 марта.
В ходе заседания также прошло рассмотрение и обсуждение проектов ФГОС среднего профессионального образования, которые были приняты членами Совета без существенных замечаний.
Источник: Минобрнауки РФ

19 марта 2018 г.

О медицинской помощи в ФЗ 273-ФЗ (от 29.12.2012).

Образовательные организации при реализации образовательных программ теперь должны обеспечивать наблюдение за состоянием здоровья обучающихся
Устанавливается, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.
Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов РФ, в медицинской организации.
(Федеральный закон от 03.07.2016 N 313-ФЗ) Федеральный закон от 03.07.2016 N 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Справка к документу
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2012,
"Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598,
"Российская газета", N 303, 31.12.2012.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Примечание к документу
Начало действия редакции - 01.01.2017.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 312-ФЗ в часть 5 статьи 36, вступили в силу с 1 января 2017 года, за исключением изменений, внесенных указанным Законом которые вступили в силу с 1 сентября 2016 года.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Изменения, внесенные Федеральным законом от 02.06.2016 N 166-ФЗ, в части дополнения статьи 96 частью 10, вступили в силу с 1 января 2017 года. Остальные изменения, внесенные указанным Законом, вступили в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 02.06.2016).
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Изменения, внесенные Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2017 года.
Название документа
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016)
"Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
 Извлечение из Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016)
"Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся // ФЗ 273-ФЗ от 29.12.2012
1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 286-ФЗ)
7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
(п. 11 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 313-ФЗ)
2. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 286-ФЗ)
3. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 313-ФЗ)
4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:
1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 313-ФЗ)
2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
5. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в
медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
6. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
4. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи также оказывает помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказывает методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также осуществляет мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
5. На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии и порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
6. Психолого-педагогическая помощь в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами, необходимыми для надлежащего осуществления функций такого центра. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляет также комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.
Примечание к документу Начало действия документа - 15.07.2016.
Название документа Федеральный закон от 03.07.2016 N 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
21 июня 2016 года
Одобрен
Советом Федерации
29 июня 2016 года
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 48, ст. 6165; 2014, N 30, ст. 4257) следующие изменения:
1) часть 2 статьи 6 дополнить словами ", а также организацию предоставления дополнительного образования детей";
2) в части 2 статьи 8 слова "предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях" заменить словами "предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей, в том числе финансовое обеспечение предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях и частных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей";
3) в статье 41:
а) часть 1 дополнить пунктом 11 следующего содержания:
"11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.";
б) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.";
в) пункт 1 части 4 изложить в следующей редакции:
"1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся;".

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
3 июля 2016 года

N 313-ФЗ