8 мая 2018 г.

Рекомендации по формированию системы оценивания компетенций


Для формирования перечня компетенций выпускников основанием  образовательной программы являются:
·          требования федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению (специальности) подготовки;
·          требования профессиональных стандартов к компетенциям выпускников образовательных программ;
·          особые требования потенциальных работодателей к выпускникам данного профиля, уровня и направления.
Результатами освоения образовательных программ являются совокупность знаний, умений и владений опытом их применения на практике, интегрированной в универсальные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции (или другие группы компетенций), и представляют собой описание того, что выпускник способен делать (демонстрировать) по итогам освоения образовательной программы.
Система оценивания компетенций формулируется для основной образовательной программы  и определяет, как правило, не более 12-15 результатов обучения.
При формулировании результатов обучения основной образовательной программы следует руководствоваться следующими принципами:
·          результаты обучения формулируются в терминах компетенций и соответствуют как минимум одной цели образовательной программы;
·          при формулировании результатов освоения образовательной программы необходимо руководствоваться перечнем универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций Федерального государственного образовательного стандарта по направлению (специальности) подготовки;
·          при формулировании результатов  освоения образовательной программы необходимо руководствоваться требованиями Профессионального стандарта, соответствующем профилю направления (специальности) подготовки.
·          результаты освоения образовательной программы должны быть реалистичны (достижимы), а их достижение контролируемым и оцениваемым.
Составляющие результатов обучения образовательной программы достигаются при освоении учебных дисциплин (модулей) образовательной программы, курсовом проектировании (выполнении курсовых работ), выполнении научно-исследовательской (учебно-исследовательской)  видов работ, прохождении видов практик, а также выполнении выпускной квалификационной работы.
Для формирования системы оценивания компетенций рекомендуется разработка карт компетенций выпускника образовательной программы на планируемые результаты обучения (владения, умения, знания), характеризующие этапы формирования определенной компетенции в процессе освоения обучающимся образовательной программы.
Карта компетенции состоит из трех разделов.
Раздел «Общая характеристика компетенции» включает:
·          шифр и наименование компетенции;
·          указание типа компетенции (универсальная,  общепрофессиональная, профессиональная),
·          взаимосвязь данной компетенции с другими компетенциями, а также необходимость освоения компетенции в определенной последовательности по отношению к другим компетенциям (при наличии);
·          характеристика входного уровня знаний, умений, опыта деятельности, требуемых для формирования компетенции (при необходимости);
·          ссылка на профессиональный стандарт (при наличии) и взаимосвязь компетенции с соответствующими обобщенными трудовыми функциями и (или) трудовой функцией, которым соответствует формируемая компетенция.
Раздел «Планируемые результаты обучения, характеризующие этапы формирования компетенции, и критерии их оценивания» содержит:
·          характеристику планируемых результатов обучения для каждого уровня освоения компетенции – владений, умений, знаний;
·          шкалу оценивания результатов обучения с описанием критериев оценивания.
Раздел «Фонд оценочных средств» предполагает:
·          форму контроля сформированности компетенции;
·          промежуточный или итоговый контроль в образовательной программе.
На основе карты компетенции формируется паспорт компетенции, который предполагает траекторию её формирования и отражает место формируемой компетенции в учебном плане и обязательно учитывает базовую структуру знаний, необходимых обучающемуся для освоения данной компетенции, а также содержит рекомендации по технологиям её формирования и средствам оценки результатов обучения.
Целью создания паспорта компетенций является установление соответствия уровня сформированности компетенции обучающихся по окончании освоения образовательной программы  требованиям федерального государственного образовательного стандарта, профессионального стандарта, особыми требованиями потенциальных работодателей к выпускникам данного профиля, уровня и направления.
Разработка паспорта формирования компетенций позволяет представить конечное описание результатов образования максимально полно и комплексно, а именно:
·          получить всестороннее описание определенной компетенции как ключевого элемента содержания образования с учетом специфических особенностей ее формирования у обучающихся;
·          систематизировать информацию о значимости конкретной компетенции для выпускника образовательной программы;
·          определить структурно-логическую последовательность изучения дисциплин в процессе реализации образовательной программы;
·          определить образовательные технологии, позволяющие формировать конкретную компетенцию в траектории ее формирования;
·          выявить уровни сформированности компетенции обучающихся;
·          определить оценочные средства и формы контроля сформированности компетенции у обучающихся.
При проектировании траектории формирования компетенции в паспорте компетенции учитывается, что одна компетенция должна формироваться на протяжении нескольких дисциплин, а итоговая оценка сформированности компетенции осуществляться по итогам изучения дисциплины (модуля), во время прохождения и по итогам прохождения видов практики или при государственной итоговой аттестации.
Проектирование траекторий формирования компетенций в структуре образовательной программы, при наличии карты и паспорта компетенции целесообразно обозначить в матрице компетенций по образовательной программе. Матрица компетенций предполагает графическое (табличное) описание полного цикла образовательной программы с указанием дисциплин (модулей), видов практик или иных видов работ обучающихся, государственной аттестации при освоении компетенций или их уровней. Матрица компетенций дает наглядное представление об этапах освоения компетенций и условиях их завершённости.
Таким образом, система оценивания компетенций предполагает:
·          разработку карт компетенций по образовательной программе;
·          разработку паспортов компетенций по образовательной программе;
·          проектировку матрицы компетенций по образовательной программе.
Источник: http://rosmetod.ru