1.
Общие положения
1.1. Настоящее Положение
устанавливает порядок организации образовательного процесса по программам
высшего образования при сочетании различных форм обучения (очная, очно-заочная,
заочная).
1.2.
Настоящее положение разработано в соответствии с законодательством Российской
Федерации:
- Федеральным законом
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Минобрнауки
России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по программам высшего образования – программам
бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
- Приказом Минобрнауки России
от 19.11.2013 № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования –
программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»;
- Федеральными
государственными образовательными стандартами высшего образования по
направлениям подготовки;
- Уставом
образовательной организации высшего образования и иными локальными нормативными
актами.
2.
Организация образовательного процесса при сочетании
различных
форм обучения
2.1. Высшее образование по
образовательным программам может быть получено в образовательной организации
высшего образования в очной, очно-заочной, заочной формах обучения, а также с
сочетанием различных форм обучения с учетом потребностей и возможностей
личности обучающегося.
2.2 Очная, очно-заочная
(вечерняя), заочная формы обучения организуются в соответствии с образовательными
программами по направлениям подготовки
(специальностям), разрабатываемыми образовательной организацией высшего
образования отдельно для каждой формы обучения, и утверждаемыми руководителем
образовательной организации высшего образования в соответствии с требованиями,
определяемыми Федеральными законами, нормативными актами Минобрнауки России,
Уставом образовательной организации высшего образования, а также на основе Федеральных
государственных образовательных стандартов высшего образования.
2.3.
Формы обучения для определенных направлений подготовки (специальностей) устанавливаются
Федеральными государственными образовательными стандартами.
2.4. Получение высшего
образования осуществляется в сроки, установленные Федеральными государственными образовательными
стандартами, вне зависимости от используемых организацией образовательных
технологий.
2.5. В срок получения
образования по образовательной программе высшего не включается время нахождения
обучающегося в академическом отпуске, в отпуске по беременности и родам,
отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет.
2.6. Организация учебного
процесса призвана обеспечить создание необходимых условий профессиональной деятельности
педагогическим работникам образовательной организации высшего образования, создания
обучающимся условий для достижения планируемых результатов освоения
образовательных программ в установленные сроки.
2.7. Особенности организации
учебного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
регламентируется соответствующим локальным нормативным актом на основании
законодательства Российской Федерации.
2.8. Основными учебно-планирующими
документами, регламентирующими учебный процесс в образовательной организации,
являются:
·
рабочие учебные планы реализуемых
образовательных программ;
·
календарные учебные графики на учебный год;
·
расписание учебных занятий и экзаменационных
сессий;
·
расписание проведения текущих и
предэкзаменационных консультаций;
·
расписание работы государственных
экзаменационных комиссий;
·
локальные акты, приказы и распоряжения по
всем видам учебной работы.
· 2.9. Информирование
обучающихся и педагогических работников образовательной организации о
содержании локальных нормативных актов образовательной организации высшего
образования по вопросам организации учебного процесса и затрагивающих права и
обязанности указанных лиц, а также изменений и дополнений в них, осуществляется
путем публикации данных актов на официальном сайте образовательной организации
высшего образования www.хххх.ru в разделе «Название раздела». Обучающиеся и педагогические работники
обязаны знакомиться с размещёнными в установленном порядке на официальном сайте
образовательной организации высшего образования локальными нормативными актами,
касающимися их статуса и регулирующими их права и обязанности.
3. Характеристика
форм обучения
3.1. Очная форма. Очное
обучение проводится с отрывом обучающихся от производства, профессиональной
деятельности в форме контактной работы обучающихся с педагогическими
работниками в составе учебных групп по соответствующим
направлениям подготовки (специальностям). Контактная работа может быть
аудиторной, внеаудиторной, а также может быть организована в электронной
информационно-образовательной среде образовательной организации высшего
образования.
3.2. Очно-заочная форма.
Очно-заочное (вечернее) обучение организуется в образовательной организации
высшего образования по направлениям подготовки (специальностям), по которым
получение высшего образования в очно-заочной
форме допускается нормативными документами.
Очно-заочное обучение
осуществляется, как правило, в вечерние часы, в форме контактной работы
обучающихся с педагогическими работниками образовательной организации высшего
образования в составе учебных групп по соответствующим направлениям подготовки
(специальностям). Контактная работа может быть аудиторной, внеаудиторной, а
также проводиться в электронной информационно-образовательной среде образовательной
организации высшего образования.
3.3. Заочная форма. Заочное
обучение организуется в образовательной
организации высшего образования по направлениям подготовки (специальностям), по
которым, в соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами высшего образования допускается получение высшего образования в
заочной форме.
Заочное обучение в образовательной
организации высшего образования осуществляется с отрывом от производства,
профессиональной деятельности на период организации сессий, промежуточных и
итоговых форм аттестации в форме контактной работы обучающихся с педагогическими
работниками в составе учебных групп постоянного состава по соответствующим
направлениям подготовки (специальностям). Контактная работа может быть
аудиторной, внеаудиторной, а также проводиться в электронной
информационно-образовательной среде образовательной организации высшего
образования.
3.4. Для обучающихся всех
форм получения образования устанавливается каникулярное время. Конкретные сроки
и продолжительность каникул определяется календарным учебным графиком на каждый
учебный год образовательной организацией высшего образования.
4.
Порядок реализации различных форм обучения в образовательной организации
высшего образования
4.1. Сочетание различных
форм обучения в образовательной организации высшего образования осуществляется посредством:
·
одновременного освоения обучающимся
нескольких образовательных программ по различным формам обучения;
·
перевода на обучение с одной формы на другую
форме в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной
организацией высшего образования.
4.2. Обучающийся имеет право
на освоение образовательных программ при сочетании различных форм обучения на
любом этапе обучения.
4.3. При одновременном
освоении нескольких образовательных программ по разным формам обучения
обучающиеся обязаны добросовестно осваивать каждую образовательную программу и
в полном объеме выполнять соответствующий учебный план и (или) индивидуальный
учебный план.
4.4. В случае изменения
формы обучения зачет результатов освоения учебных курсов, дисциплин (модулей),
практики, полученных при прежней форме обучения, осуществляется в общем
порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организацией
высшего образования.
4.5. Объем образовательной
программы не зависит от сочетания различных форм обучения.
4.6. При изменении формы
обучения в пределах отдельной образовательной программы возможно изменение
срока обучения в соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами.
5.
Требования к организации учебного процесса
5.1. Учебный процесс по
основным образовательным программам высшего образования организуется по
периодам обучения – учебным годам (курсам), а также выделяемым в их рамках
семестрам (2 семестра в рамках одного курса).
5.2. Учебный год по очной и
очно-заочной формам обучения начинается 1 сентября. Срок начала учебного года
по очной и очно-заочной формам обучения может быть перенесен по решению коллегиального
органа управления образовательной организации не более чем на 2 месяца. По
заочной форме обучения, а также при сочетании различных форм обучения срок
начала учебного года устанавливается в соответствии с учебным планом.
5.3. В учебном году
устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее 7 недель. По
заявлению обучающегося ему предоставляются каникулы после прохождения
государственной итоговой аттестации.
5.4. Численность
академической группы – 25-30 человек, в том числе для изучения элективных и
факультативных дисциплин.
5.5. При организации
учебного процесса необходимо руководствоваться следующими основными
положениями:
·
планирование учебных занятий исходя из шестидневной
учебной недели и шестичасового рабочего дня педагогических работников;
·
для всех видов аудиторных занятий
устанавливается академический час продолжительностью 45 минут, продолжительность
аудиторного занятия – 2 академических часа;
·
начало и окончание учебных занятий
регламентируется расписанием.
5.6. Учебные занятия
проводятся в форме контактной работы обучающихся с педагогическими работниками и
в форме самостоятельной работы обучающихся. Контактная работа может быть как
аудиторной, так и внеаудиторной (руководство практикой, контрольными, курсовыми
(проектными), выпускными квалификационными работами), в том числе с применением
средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
5.7. По образовательным
программам проводятся учебные занятия следующих видов:
·
лекции;
·
семинары, практические занятия, лабораторные
работы;
·
курсовое проектирование (выполнение курсовых
работ);
·
групповые консультации;
·
индивидуальные консультации (в т.ч.
руководство контрольными, проектными работами, практикой);
·
самостоятельная работа обучающихся;
·
выполнение выпускной квалификационной работы
и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
5.8. Помещения аудиторного
фонда по назначению подразделяются на три типа:
·
аудитории для теоретического обучения: лекционные
аудитории и аудитории для практических занятий;
·
классы информационных технологий –помещения
для обучения с применением программно-аппаратных средств и устройств;
·
лаборатории – аудитории, предназначенные для
проведения лабораторных работ в ходе учебного процесса и/или научных
исследований.
Для самостоятельной работы
обучающиеся обеспечиваются помещениями, оснащенными компьютерной техникой с
возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную
информационно-образовательную среду образовательной организации высшего
образования.
5.9. Оборудование и
оснащение аудиторного фонда, организация рабочих мест производится в строгом
соответствии с требованиями действующих образовательных стандартов, правил,
санитарно-гигиенических, противопожарных норм и инструкций по охране труда.
5.10. Каждая аудитория
должна иметь паспорт аудитории, содержащий общие сведения об аудитории (общая
площадь в кв.м., количество рабочих мест, форма проведения занятий) и
оборудование аудитории (наличие ТСО, лабораторного оборудования, информацию об
энергообеспечении и т.д.);
5.11. Оценка состояния
аудиторного фонда проводится один раз в год перед началом учебного года. В
целях проведения проверки приказом руководителя образовательной организации
высшего образования назначается
комиссия. По результатам работы комиссии составляется справка о готовности
аудиторий к учебному году, при необходимости проведения текущего ремонта
составляется план ремонтных работ, который утверждается приказом руководителя
образовательной организации высшего образования.
5.12. Аудиторный фонд
используется в соответствии с расписаниями учебных занятий, экзаменов и
зачетов, графиками консультаций, планами мероприятий во внеучебное время.
5.13. Аудиторный фонд образовательной
организации высшего образования является общим для всех структурных
подразделений. Планирование, распределение и контроль использования аудиторного
фонда вуза проводится структурным
подразделением, в компетенцию которого входит распределение учебного
аудиторного фонда течение учебного года.
5.14. С целью рационального
и эффективного использования аудиторного фонда при составлении расписания
учебных занятий учитывается: наполняемость групп, число посадочных мест в
аудиториях; наличие специализированных лабораторий и кабинетов, вид занятия,
закрепление аудиторного фонда за структурными подразделениями образовательной
организации высшего образования.
5.15. Расписания учебных
занятий, экзаменационных сессий, расписание проведения государственной итоговой
аттестации – это документы, регламентирующие работу обучающихся, педагогических
работников, всех учебных подразделений образовательной организации высшего образования.
5.16. Расписание учебных
занятий должно соответствовать объему и содержанию учебного плана, по срокам
обучения – календарному учебному графику; обеспечивать систематичность,
логичность и непрерывность учебного процесса в течение дня; соблюдать
равномерность распределения учебной работы в течение учебной недели; отвечать
принципам научной организации труда обучающихся педагогических работников (равномерность
нагрузки); обеспечивать рациональное использование материально-технической
базы.
5.17. Консультация (текущая,
по видам работ, предэкзаменационная) является одной из форм руководства учебной
работой обучающихся. Текущие консультации проводятся педагогическими
работниками, реализующими учебный процесс. Предэкзаменационные консультации
проводятся экзаменаторами в соответствии с расписанием экзаменационной сессии/
государственной итоговой аттестации.
6.
Заключительные положения
6.1. Настоящее положение
вступает в силу со дня утверждения его руководителем образовательной
организации высшего образования.
6.2. Изменения, дополнения,
внесенные в Положение, утверждаются приказом руководителем образовательной
организации высшего образования.
Источник: http://rosmetod.ru/