15 мая 2018 г.

Положение о порядке внешней оценки качества образования



1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внешней оценке качества образования разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации»
- Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
- Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
- Приказом Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
- Письмом Минобрнауки России от 14.10.2013 № АП-1994/02 «О методических рекомендациях по внедрению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций»;
- Письмом Минобрнауки России от 03.04.2015 № АП-512/02 «О направлении Методических рекомендаций по независимой системе оценки качества образования»;
- Уставом образовательной организации и иными локальными нормативными актами.
1.2. Внешняя оценка качества образования – оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям:
·            физических лиц – потребителей образовательных услуг (в том числе, родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей и иным программам, и совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным программам) в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;
·            юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам оценки;
·            учредителя образовательной организации, общественных объединений и др. в части составления рейтингов, других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ.
1.3. Использование результатов внешней оценки качества образования способствует:
·            принятию потребителями услуг обоснованного решения при выборе конкретной организации для получения необходимой услуги;
·            установлению диалога между образовательными организациями и потребителями услуг;
·            разработке и реализации планов мероприятий по улучшению качества деятельности образовательной организаций;
·            оценке деятельности руководителей организаций.
·
2. Цели, задачи и принципы функционирования внешней оценки
качества образования
2.1. Основными целями внешней оценки качества образования являются:
·            повышение качества и доступности образовательных услуг, предоставляемых образовательными организациями, качества работы образовательных организаций;
·            информирование потребителей образовательных услуг о качестве образования, качестве работы образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программах;
·            создание условий для объективной оценки качества образования образовательных организаций и о реализуемых ими образовательных программах.
2.2. Основными задачами внешней оценки качества образования являются:
·            осуществление внешней, объективной внешней оценки качества деятельности образовательных организаций;
·            привлечение общественности к оценке качества предоставления услуг в сфере образования;
·            обеспечение открытости и доступности объективной информации о качестве деятельности образовательных организаций всем категориям пользователей;
·            создание организационно-информационной основы для принятия управленческих решений, направленных на прогнозирование развития образования.
2.3. Основными принципами функционирования внешней оценки качества образования являются:
·            открытость информации о механизмах и процедурах внешней оценки качества образования, доступность ее результатов в рамках, определенных законодательством Российской Федерации;
·            открытость процедур внешней оценки качества образования для участия общественных организаций, профессиональных сообществ, экспертов, специализирующихся на вопросах внешней оценки качества образования;
·            открытость информации о результатах оценки качества образования образовательных организаций в рамках, определенных законодательством Российской Федерации;
·            прозрачность процедур и механизмов оценки качества предоставления образовательных услуг образовательными организациями;
·            исключение дискриминации при принятии управленческих решений;
·            объективность, достоверность и прозрачность результатов оценивания, обеспечиваемая через привлечение квалифицированных экспертов, использование стандартизированного и технологичного инструментария оценки.

3. Организация внешней оценки качества образования
3.1.Объектом внешней оценки качества образования могут быть:
·            образовательные программы, реализуемые образовательными организациями;
·            условия реализации образовательного процесса;
·            уровень результатов освоения обучающимися образовательных программ;
·            качество профессиональной деятельности педагогических работников, в том числе при подготовке к прохождению аттестации в целях установления квалификационной категории;
·            официальные сайты образовательных организаций.
3.2. Инструменты внешней оценки качества образования:
·            рейтинги по различным основаниям, в интересах различных групп потребителей образовательных услуг;
·            контрольно-измерительные материалы для определения уровня результатов освоения образовательных программ;
·            статистические данные официального статистического учета;
·            публичные доклады образовательных организаций (отчеты о самообследовании образовательных организаций) и другие открытые данные, характеризующие условия и процесс образовательной деятельности в образовательной организации, размещаемые на официальном сайте образовательной организации.
3.3. В качестве основы для разработки оценочного инструментария используются:
·            требования соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения образовательных программ;
·            измерительные материалы международных сопоставительных исследований результатов образования; требования к организации образовательной деятельности, установленные действующим законодательством;
·            задания федерального, регионального, муниципального банков контрольно-измерительных материалов;
·            требования заказчика.
3.4. Внешнюю оценку качества образования проводят информационные агентства, организации, осуществляющие процедуры внешней оценки качества образования, а также эксперты или группы экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательных организаций по экспертизе соответствия содержания и качества подготовки в организации Федеральным государственным образовательным стандартам; эксперты или группы экспертов аттестационных комиссий субъектов Российской Федерации.
В установленном законодательством Российской Федерации в порядке, под разные технические задачи возможно привлечение других исполнителей.
3.5. В качестве заказчиков процедур внешней оценки качества образования могут выступать:
·            общественные советы, общественные объединения, региональные общественные палаты – формируют заказ на проведение сопоставительных оценочных процедур для определения качества работы и результатов деятельности образовательных организаций совместно с информационными агентствами, организациями, осуществляющими процедуры внешней оценки качества образования;
·            учредитель образовательной организации – обращается к организации, осуществляющей процедуры оценки качества образования, для включения подведомственной организации (с учетом согласия на участие в соответствующей программе со стороны органа государственно-общественного управления данной организации) в соответствующие программы оценочных процедур (в том числе рейтинги, формы общественно-профессиональной аккредитации, др.);
·            органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления – согласовывают с общественным советом инициативу по проведению соответствующих оценочных процедур и совместно формируют заказ организациям, осуществляющим процедуры внешней оценки качества образования, обеспечивая открытость этапов обсуждения и согласования заказа;
·            руководитель образовательной организации – обращается к организации, осуществляющей процедуры внешней оценки качества образования, а также экспертам в области оценки качества образования с целью внешней оценки качества реализуемых его организацией образовательных программ;
·            педагогический работник образовательной организации – имеет право обратиться к организации, осуществляющей процедуры внешней оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области с целью проведения оценки качества собственной профессиональной деятельности, в том числе при подготовке к прохождению аттестации в целях установления квалификационной категории;
·            родители обучающихся – обращаются непосредственно в одну из организаций, осуществляющих процедуры внешней оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области с целью определения уровня результатов освоения образовательных программ обучающегося. Выбранная организация с учетом образовательной программы, осваиваемой обучающимся, разрабатывает и проводит оценочные процедуры, по результатам которых формирует рекомендации родителям обучающегося;
·            обучающиеся старших классов – имеют право обратиться в одну из организаций, осуществляющих процедуры внешней оценки качества образования, и пройти независимое тестирование, анкетирование, и иные формы оценки уровня результатов освоения образовательных программ и получить рекомендации по формированию индивидуального учебного плана, внесению изменений в индивидуальный учебный план, перспективам получения профессионального образования.
3.6. Участники внешней оценки качества образования.
3.6.1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления:
·            создают условия для организации проведения внешней оценки качества  образования, образовательных услуг, предоставляемых образовательной организацией;
·            определяет перечень юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих процедуры внешней оценки качества образования, разработки методики оценки, в том числе рейтингов образовательных организаций;
·            обеспечивает подготовку и размещение в открытом доступе на официальных электронных ресурсах в сети Интернет информацию об организациях, осуществляющих процедуры внешней оценки качества образования,  экспертах в сфере образования, а также информацию  по показателям деятельности системы образования, информации, содержащей описание результатов внешней оценки качества образования;
·            способствует проведению рейтингов образовательных организаций, содействует их многообразию и учету результатов при поведении оценочных процедур, проводимых в рамках мониторинга системы образования, внешней системы оценки качества образования;
·            координирует деятельность по созданию условий для обеспечения информационной открытости образовательных организаций;
·            осуществляет поддержку и оказывает содействие развитию независимых институтов оценки качества образования, взаимодействию с общественными организациями;
·            формирует заказ организациям и экспертам, осуществляющим процедуру внешней оценки качества образования;
·            обеспечивает открытость при формировании заказа на оценку деятельности или
·            результатов деятельности образовательных организаций
3.6.2. Образовательные организации:
·            обеспечивают сбор и размещение на официальных электронных ресурсах образовательных организаций в информационно-коммуникационной сети Интернет информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
·            согласовывают с коллегиальными органами управления образовательной организации участие в процедурах внешней оценки качества образования образовательной организации;
·            предоставляют в открытом доступе в сети Интернет отчет о результатах самообследования (публичный доклад), а также информацию в соответствии с принципами открытости согласно действующему федеральному законодательству;
·            по результатам участия в процедурах внешней оценки качества образования разрабатывают, согласовывают с учредителем образовательной организации и утверждают планы мероприятий по улучшению качества работы образовательных организаций;
·            используют результаты внешней оценки качества образования для решения задач, отраженных в основной образовательной программе (программах) организации, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов;
·            обеспечивают открытость и доступ к всесторонней информации об осуществлении внешней оценки качества образования на всех ее этапах;
·            могут принимать участие в общероссийских, международных сопоставительных мониторинговых исследованиях;
·            имеют право самостоятельно выбрать сторонние организации (общественные, общественно-профессиональные, автономные некоммерческие, негосударственные организации), для внешней оценки своей деятельности.
3.6.3. Организации и отдельные эксперты, осуществляющие процедуры внешней оценки качества образования:
·            формируют перечень показателей деятельности образовательных организаций, предлагаемых для оценки, предложения по периодичности, механизмам получения информации;
·            разрабатывают порядок проведения оценочных процедур, контрольно-измерительные инструменты, методики и другие инструменты, с помощью которых организуется работа по проведению внешней оценки качества образования;
·            анализируют полученные результаты оценочных процедур, по итогам анализа формируют рекомендации по дальнейшему развитию образовательных организаций, муниципальных и региональных образовательных систем;
·            разрабатывают методологию и проводят рейтингование  образовательных организаций, другие оценочные процедуры;
·            проводят по заказу образовательных организаций экспертизу качества образования – экспертную оценку качества работы образовательной организации, ее подразделений, реализуемых ею отдельных образовательных программ на основе представленных материалов и установления соответствия объекта исследования определенным и согласованным критериям оценки;
·            участвуют в работе общественных советов для обсуждения общей стратегии развития внешней оценки качества в регионе, результатов оценочных процедур;
·            участвуют в разработке или разрабатывают электронную  среду для организации оценочных процедур с использованием с целью повышения эффективности и прозрачности этих процедур;
·            участвуют (по согласованию) в процедурах государственной аккредитации образовательной деятельности;
·            готовят аналитические справки, доклады о состоянии образования на основе проведенных оценочных процедур.
Организации и отдельные эксперты осуществляют свою деятельность в соответствии со сформированным заказом на проведение внешней оценки качества образования.
Особое внимание уделяется обеспечению соответствия качества используемых инструментов оценки современным требованиям, учитывая при разработке критериев разнообразие и разнонаправленность образовательных программ, реализуемых образовательными организациями.
3.6.4. Общественные советы:
·            определяют стратегию проведения внешней оценки качества образования в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании;
·            готовят предложения в открытый перечень организаций, которые могут проводить независимую оценку качества образования в регионе, а также рекомендуют широкой общественности кандидатов-экспертов регионального уровня;
·            проводят общественные обсуждения критериев планируемых оценочных процедур, итогов внешней оценки качества образования при участии экспертных организаций и отдельных экспертов, готовят предложения по улучшению качества услуг, предоставляемых образовательными организациями;
·            оказывают содействие деятельности рейтинговых агентств, организаций и отдельных экспертов, осуществляющих оценочные процедуры, социологические исследования при реализации процедур внешней оценки качества образования;
·            координируют деятельность по организации общественной экспертизы предлагаемых и реализуемых методик внешней оценки качества образования.

4. Использование результатов внешней оценки качества образования
4.1. Организации или отдельные эксперты, осуществляющие процедуру внешней оценки качества образования, по завершению работы:
·            анализируют полученные результаты оценочных процедур;
·            по итогам анализа формируют рекомендации по дальнейшему развитию образовательных организаций, образовательных систем;
·            разрабатывают методологию и проводят рейтингование образовательных организаций, другие оценочные процедуры;
·            готовят аналитические справки, доклады о состоянии образования на основе проведенных оценочных процедур и предоставляют их заказчику;
·            обеспечивают открытость и доступ к всесторонней информации процедуры внешней оценки качества образования;
·            дают рекомендации по формированию индивидуального учебного плана, внесению изменений в индивидуальный учебный план, перспективам получения образования.
4.2. Результаты внешней оценки качества образования должны способствовать:
·            повышению качества предоставляемых образовательных услуг;
·            развитию конкурентной среды;
·            выявлению и распространению результативных моделей организации образовательного процесса;
·            сохранению и развитию единого образовательного пространства, разнообразия образовательных программ.



Источник: http://rosmetod.ru