1.1. Настоящее
Положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- Федеральным
законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом
Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по образовательным программам
высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам
магистратуры»;
- федеральными
государственными образовательными стандартами высшего образования;
- Уставом
образовательной организации высшего образования и иными локальными нормативными
актами.
1.2. Лабораторные работы
и практические занятия являются основными видами учебных занятий, направленными
на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование общкультурных
и профессиональных компетенций. Лабораторные работы и практические занятия
составляют важную часть теоретической и профессиональной практической
подготовки. Семинарское занятие является видом практических занятий.
1.3. В процессе
лабораторной работы или практического занятия как видов учебных занятий
обучающиеся выполняют одно или несколько лабораторных заданий, одно или
несколько практических заданий под руководством педагогического работника в
соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
1.4. Выполнение
обучающимися лабораторных работ и практических занятий проводится с целью:
·
формирования общекультурных и
профессиональных компетенций в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами высшего образования;
·
формирования практических умений в
соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными
рабочей программой дисциплины;
·
обобщение, систематизацию, углубление,
закрепление полученных теоретических знаний;
·
совершенствование умений применять
полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и
практической деятельности;
·
развитие интеллектуальных умений
обучающихся: аналитических, проектировочных, конструктивных и проч.;
·
выработку при решении поставленных задач
таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность,
точность, креативность.
1.5. При проведении
лабораторных работ и практических занятий при реализации основных образовательных
программ учебная группа может делиться на подгруппы.
Перечень учебных
дисциплин, по которым осуществляется деление на подгруппы, отражается в рабочем
учебном плане, утверждаемом руководителем образовательной организации высшего образования.
2.
Планирование лабораторных работ и практических занятий
2.1. Состав заданий для
лабораторной работы и практического занятия планируется с расчетом, чтобы за
отведенное время задания могли быть качественно выполнены большинством
обучающихся.
2.2. Содержание
лабораторных работ и практических занятий по учебной дисциплине охватывает весь
круг профессиональных умений, на подготовку к которым они ориентированы.
2.3. При планировании
состава и содержания лабораторных работ, практических занятий следует исходить из того, что лабораторные
работы и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели.
2.3.1. Ведущей
дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение
и проверка существенных теоретических положений (законов, закономерностей,
зависимостей).
2.3.2. Ведущей
дидактической целью практических занятий является формирование практических
умений (профессиональных умений) выполнять определенные действия, операции,
необходимые в последующем в профессиональной деятельности или учебных умений по освоению содержания учебных дисциплин.
2.4. В соответствии с
ведущей дидактической целью содержанием лабораторных работ могут быть
экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и
подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения
экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных
характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и проч.
2.4.1. При выборе
содержания и объема лабораторных работ разработчик руководствуется сложностью
учебного материала: для усвоения содержания в целом; для понимания внутрипредметных
и межпредметных связей; для понимания значимости изучаемых теоретических
положений для предстоящей профессиональной деятельности. При выборе содержания
и объема лабораторных работ разработчик ориентируется на то, какое место занимает конкретная работа в
совокупности лабораторных работ и их значимости для формирования целостного
представления о содержании учебной дисциплины.
2.4.2. При планировании
лабораторных работ следует учитывать, что наряду с ведущей дидактической целью –
подтверждением теоретических положений – в ходе выполнения заданий у
обучающихся формируются практические умения и навыки обращения с различными
приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут
составлять часть профессиональной практической подготовки, а также
исследовательские умения (наблюдение, сравнение, анализ, установление
зависимости, обобщение, оформление результатов и проч.).
2.5. В соответствии с
ведущей дидактической целью содержанием практических занятий являются решение
разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций,
решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных
функций в деловых играх и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, работа с
измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными
документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной,
плановой и другой технической и специальной документацией и проч.
2.5.1. При разработке
содержания практических занятий учитывается, что наряду с формированием умений
и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются,
углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатываются способность
и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются
интеллектуальные умения обучающихся.
2.5.2. На практических
занятиях обучающиеся овладевают первоначальными профессиональными умениями и
навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе
курсового проектирования, видов практик, подготовки выпускных квалификационных
работ.
3.
Организация и проведение выполнения
практических и лабораторных работ
3.1. Лабораторная работа
как вид учебного занятия проводится в специально оборудованных учебных
лабораториях (аудиториях). Продолжительность – не менее двух академических
часов. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо
самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый
педагогическим работником, а также организация обсуждения итогов выполнения
лабораторной работы.
3.2. Практическое занятие
проводится в учебных аудиториях (кабинетах) или специально оборудованных
помещениях (площадках и проч.). Продолжительность занятия не менее двух
академических часов. Необходимыми структурными элементами практического
занятия, помимо самостоятельной деятельности обучающихся являются инструктаж,
проводимый педагогическим работником, а также анализ и оценка выполненных работ
и степени овладения обучающимися запланированными умениями.
3.3. Выполнению практических
и лабораторных работ предшествует проверка знаний обучающихся – их
теоретической готовности к выполнению задания.
3.4. Практические и
лабораторные работы могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый
характер.
3.4.1. Работы, носящие
репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся
пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения
(теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их
характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки),
контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
3.4.2. Работы, носящие
частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся
не пользуются подробными инструкциями, им не дан подробный алгоритм выполнения
необходимых действий, и требуют от обучающихся самостоятельного подбора
оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной
литературе и проч.
3.4.3. Работы, носящие
поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся должны решить новую задачу
(проблему), опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
При планировании практических
и лабораторных работ разработчик находит оптимальное соотношение
репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий
уровень интеллектуальной деятельности.
3.5. Формы организации
обучающихся при проведении практических и лабораторных работ: фронтальная,
групповая и индивидуальная.
3.5.1. При фронтальной
форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же
работу.
3.5.2. При групповой
форме организации занятий одна и та же работа выполняется подгруппами (бригадами)
по 2-5 человек.
3.5.3. При индивидуальной
форме организации занятий каждый обучающийся выполняет собственное индивидуальное
задание.
3.6. Для повышения
эффективности проведения практических и лабораторных работ реализовываются:
·
подготовка сборников задач, заданий и
упражнений;
·
разработка контрольно-диагностических
материалов (фондов оценочных средств) для контроля за подготовленностью обучающихся
к практическим и лабораторным работам, в том числе в форме тестовых материалов
для автоматизированного контроля;
·
подчинение методики проведения практических
и лабораторных работ ведущим дидактическим целям с соответствующими установками
для обучающихся;
·
применение сочетания коллективных и
групповых форм работы, а также максимальное использование индивидуальных форм с
целью повышения ответственности каждого обучающегося за самостоятельное
выполнение полного объема работ;
·
проведение лабораторных работ и
практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий,
связанных с выбором обучающимися условий выполнения работы, конкретизацией
целей,
·
подбор дополнительных задач и заданий для
обучающихся, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования
времени, отводимого на выполнение практических и лабораторных работ.
3.7. Оценки за выполнение
практических и лабораторных работ учитываются как результат текущего контроля
знаний обучающегося, который проводится за счет времени, отведенного рабочим
учебным планом на изучение учебной дисциплины (профессионального модуля).
4.
Разработка учебно-методической документации по организации и проведению
лабораторных работ и практических занятий
4.1. Объем времени,
отводимый на выполнение практических и лабораторных работ, в рабочем учебном
плане планируется на основе учебного плана по соответствующему направлению
подготовки (специальности) и рабочей программы учебной дисциплины.
4.2. Суммарный объем
времени, отведенный рабочим учебным планом на выполнение практических и
лабораторных работ, отражается в рабочих программах учебных дисциплин распределением
на практические занятия и лабораторные работы по разделам (темам) дисциплины.
Распределение отведенного объема времени осуществляется разработчиком соответствующей
учебной дисциплины самостоятельно, на основе рекомендуемого примерной
программой учебной дисциплины, с учетом специфики изучаемой учебной дисциплины и
в соответствии с ведущей дидактической целью содержания практических занятий и
лабораторных работ.
4.3. Темы практических и
лабораторных работ разрабатываются в соответствии с содержанием образования по
соответствующему разделу (теме), на основе перечня тем, рекомендуемого
примерными программами учебной дисциплины.
4.4. Перечень практических
и лабораторных работ в рабочих программах учебной дисциплины, а также
количество часов на их проведение могут отличаться от рекомендованных примерной
программой, но при этом должны обеспечивать реализацию требований к уровню
подготовки обучающегося по соответствующей учебной дисциплине.
4.5. Для проведения практических
и лабораторных работ педагогическими работниками разрабатываются методические
рекомендации по их выполнению, которые рассматриваются на заседаниях
совещательных коллегиальных органов образовательной организации высшего образования
и утверждаются руководителем
(заместителем руководителя по виду работ) образовательной организации высшего
образования
Методические рекомендации
разрабатываются по каждой практической и лабораторной работе, предусмотренными рабочей
программой учебной дисциплины: в соответствии с количеством часов, требованиями
к знаниям и умениям, темой практических занятий и лабораторных работ,
установленными рабочей программой учебной дисциплины по соответствующим разделам
(темам).
4.6. Методические
рекомендации по выполнению по выполнению практических и лабораторных работ включают
в себя:
·
пояснительную записку;
·
наименование раздела (темы);
·
объем учебного времени, отведенный на практическое
занятие и/или лабораторную работу;
·
наименование темы практического занятия и/или
лабораторной работы;
·
цель выполнения практических и
лабораторных работ (в том числе требования к знаниям и умениям обучающихся,
которые должны быть реализованы);
·
перечень необходимых средств обучения
(оборудование, материалы и др.);
·
требования по теоретической готовности
обучающихся к выполнению практических и лабораторных работ (требования к
знаниям, перечень дидактических единиц);
·
содержание заданий;
·
рекомендации (инструкции) по выполнению
заданий;
·
требования к результатам работы, в том
числе к оформлению;
·
критерии оценки и формы контроля;
·
список рекомендуемой литературы;
·
приложения.
4.7. Методические
рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ должны быть
доступны для использования обучающимися.
Источник: Росметод