17 июля 2018 г.

Положение по выполнению практических и лабораторных работ обучающимися


1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
- федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования;
- Уставом образовательной организации высшего образования и иными локальными нормативными актами.
1.2. Лабораторные работы и практические занятия являются основными видами учебных занятий, направленными на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование общкультурных и профессиональных компетенций. Лабораторные работы и практические занятия составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки. Семинарское занятие является видом практических занятий.
1.3. В процессе лабораторной работы или практического занятия как видов учебных занятий обучающиеся выполняют одно или несколько лабораторных заданий, одно или несколько практических заданий под руководством педагогического работника в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
1.4. Выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий проводится с целью:
·          формирования общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами  высшего образования;
·          формирования практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными рабочей программой дисциплины;
·          обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний;
·          совершенствование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
·          развитие интеллектуальных умений обучающихся: аналитических, проектировочных, конструктивных и проч.;
·          выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, креативность.
1.5. При проведении лабораторных работ и практических занятий при реализации основных образовательных программ учебная группа может делиться на подгруппы.
Перечень учебных дисциплин, по которым осуществляется деление на подгруппы, отражается в рабочем учебном плане, утверждаемом руководителем образовательной организации высшего образования.

2. Планирование лабораторных работ и практических занятий
2.1. Состав заданий для лабораторной работы и практического занятия планируется с расчетом, чтобы за отведенное время задания могли быть качественно выполнены большинством обучающихся.
2.2. Содержание лабораторных работ и практических занятий по учебной дисциплине охватывает весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым они ориентированы.
2.3. При планировании состава и содержания лабораторных работ, практических занятий  следует исходить из того, что лабораторные работы и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели.
2.3.1. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, закономерностей, зависимостей).
2.3.2. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений (профессиональных умений) выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности  или учебных умений по освоению содержания  учебных дисциплин.
2.4. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием лабораторных работ могут быть экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и проч.
2.4.1. При выборе содержания и объема лабораторных работ разработчик руководствуется сложностью учебного материала: для усвоения содержания в целом; для понимания внутрипредметных и межпредметных связей; для понимания значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности. При выборе содержания и объема лабораторных работ разработчик ориентируется на то,  какое место занимает конкретная работа в совокупности лабораторных работ и их значимости для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины.
2.4.2. При планировании лабораторных работ следует учитывать, что наряду с ведущей дидактической целью – подтверждением теоретических положений – в ходе выполнения заданий у обучающихся формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдение, сравнение, анализ, установление зависимости, обобщение, оформление результатов и проч.).
2.5. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документацией и проч.
2.5.1. При разработке содержания практических занятий учитывается, что наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатываются способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения обучающихся.
2.5.2. На практических занятиях обучающиеся овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования, видов практик, подготовки выпускных квалификационных работ.

3. Организация и проведение выполнения
 практических и лабораторных работ
3.1. Лабораторная работа как вид учебного занятия проводится в специально оборудованных учебных лабораториях (аудиториях). Продолжительность – не менее двух академических часов. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый педагогическим работником, а также организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы.
3.2. Практическое занятие проводится в учебных аудиториях (кабинетах) или специально оборудованных помещениях (площадках и проч.). Продолжительность занятия не менее двух академических часов. Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности обучающихся являются инструктаж, проводимый педагогическим работником, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения обучающимися запланированными умениями.
3.3. Выполнению практических и лабораторных работ предшествует проверка знаний обучающихся – их теоретической готовности к выполнению задания.
3.4. Практические и лабораторные работы могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
3.4.1. Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
3.4.2. Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан подробный алгоритм выполнения необходимых действий, и требуют от обучающихся самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и проч.
3.4.3. Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся должны решить новую задачу (проблему), опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
При планировании практических и лабораторных работ разработчик находит оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.
3.5. Формы организации обучающихся при проведении практических и лабораторных работ: фронтальная, групповая и индивидуальная.
3.5.1. При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу.
3.5.2. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется подгруппами (бригадами) по 2-5 человек.
3.5.3. При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся выполняет собственное индивидуальное задание.
3.6. Для повышения эффективности проведения практических и лабораторных работ  реализовываются:
·          подготовка сборников задач, заданий и упражнений;
·          разработка контрольно-диагностических материалов (фондов оценочных средств) для контроля за подготовленностью обучающихся к практическим и лабораторным работам, в том числе в форме тестовых материалов для автоматизированного контроля;
·          подчинение методики проведения практических и лабораторных работ ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для обучающихся;
·          применение сочетания коллективных и групповых форм работы, а также максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого обучающегося за самостоятельное выполнение полного объема работ;
·          проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором обучающимися условий выполнения работы, конкретизацией целей,
·          подбор дополнительных задач и заданий для обучающихся, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на выполнение практических и лабораторных работ.
3.7. Оценки за выполнение практических и лабораторных работ учитываются как результат текущего контроля знаний обучающегося, который проводится за счет времени, отведенного рабочим учебным планом на изучение учебной дисциплины (профессионального модуля).

4. Разработка учебно-методической документации по организации и проведению лабораторных работ и практических занятий
4.1. Объем времени, отводимый на выполнение практических и лабораторных работ, в рабочем учебном плане планируется на основе учебного плана по соответствующему направлению подготовки (специальности) и рабочей программы учебной дисциплины.
4.2. Суммарный объем времени, отведенный рабочим учебным планом на выполнение практических и лабораторных работ, отражается в рабочих программах учебных дисциплин распределением на практические занятия и лабораторные работы по разделам (темам) дисциплины. Распределение отведенного объема времени осуществляется разработчиком соответствующей учебной дисциплины самостоятельно, на основе рекомендуемого примерной программой учебной дисциплины, с учетом специфики изучаемой учебной дисциплины и в соответствии с ведущей дидактической целью содержания практических занятий и лабораторных работ.
4.3. Темы практических и лабораторных работ разрабатываются в соответствии с содержанием образования по соответствующему разделу (теме), на основе перечня тем, рекомендуемого примерными программами учебной дисциплины.
4.4. Перечень практических и лабораторных работ в рабочих программах учебной дисциплины, а также количество часов на их проведение могут отличаться от рекомендованных примерной программой, но при этом должны обеспечивать реализацию требований к уровню подготовки обучающегося по соответствующей учебной дисциплине.
4.5. Для проведения практических и лабораторных работ педагогическими работниками разрабатываются методические рекомендации по их выполнению, которые рассматриваются на заседаниях совещательных коллегиальных органов образовательной организации высшего образования и утверждаются руководителем  (заместителем руководителя по виду работ) образовательной организации высшего образования
Методические рекомендации разрабатываются по каждой практической и лабораторной работе, предусмотренными рабочей программой учебной дисциплины: в соответствии с количеством часов, требованиями к знаниям и умениям, темой практических занятий и лабораторных работ, установленными рабочей программой учебной дисциплины по соответствующим разделам (темам).
4.6. Методические рекомендации по выполнению по выполнению практических и лабораторных работ включают в себя:
·          пояснительную записку;
·          наименование раздела (темы);
·          объем учебного времени, отведенный на практическое занятие и/или лабораторную работу;
·          наименование темы практического занятия и/или лабораторной работы;
·          цель выполнения практических и лабораторных работ (в том числе требования к знаниям и умениям обучающихся, которые должны быть реализованы);
·          перечень необходимых средств обучения (оборудование, материалы и др.);
·          требования по теоретической готовности обучающихся к выполнению практических и лабораторных работ (требования к знаниям, перечень дидактических единиц);
·          содержание заданий;
·          рекомендации (инструкции) по выполнению заданий;
·          требования к результатам работы, в том числе  к оформлению;
·          критерии оценки и формы контроля;
·          список рекомендуемой литературы;
·          приложения.
4.7. Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ должны быть доступны для использования обучающимися.
Источник: Росметод