В своем выступлении Расписание как инструмент многомерной оценки показателей фиксации учебного процесса Коровин Юрий Иванович, профессор, Центр компетенций по образованию акцентировал внимание на количественные и качественные показатели образовательного процесса с точки зрения соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере образования и требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Необходимо обозначить количественные показатели, которые организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать при проектировании процесса обучения и при проведении внутреннего аудита исполнения установленных норм на основе первичных документов реализации образовательного процесса. Эти же количественные характеристики являются предметом контрольно-надзорных проверок.
К категории количественных индикаторов образовательного процесса можно отнести:
1.требования законодательства Российской Федерации в сфере образования:
1.1. дата начала учебного года по формам обучения (п. 23. Приказа 301, п. 28. Приказа 1259, п. 25. Приказа 464);
1.2. выделение периодов обучения в рамках курсов (п. 22. Приказа 301, п. 28. Приказа 1259);
1.3. продолжительность учебного занятия в форме контактной работы (п. 32. Приказа 301, п. 28. Приказа 464, п.2.2. приказа 536);
1.4. численность обучающихся в учебной группе (п. 33. Приказа 301, п. 29. Приказа 464);
1.5. продолжительность каникул в течение учебного года (п. 24. Приказа 301, п. 29. Приказа 1259, п. 26. Приказа 464);
1.6. максимальный объем учебной нагрузки обучающегося в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки (п. 27. Приказа 464, локальный нормативный акт – по программам ВО);
1.7. объем контактной работы (п. 29. Приказа 301, локальный нормативный акт);
1.8. продолжительность рабочего времени педагогических работников в неделю (ст. 333 ТК РФ, п. 1. Приказа 1601);
1.9. нормы времени по видам учебной деятельности педагогических работников (локальный нормативный акт);
1.10. норма часов учебной (преподавательской) работы в год за ставку / верхний предел учебной нагрузки педагогических работников в зависимости от занимаемой должности (приложения 1, 2 Приказа 1601, локальный нормативный акт).
2.требования федеральных государственных образовательных стандартов:
2.1. ФГОС СПО устанавливает следующие нормы, которые отражены в расписании учебных занятий:
2.1.1. максимальный объем учебной нагрузки обучающегося в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки (разд. 7);
2.1.2. максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю в очной, очно-заочной форме обучения, в год в заочной форме обучения (разд. 7);
2.1.3 обязательный объем часов по отдельным дисциплинам, например, «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура».
2.2. ФГОС ВО (уровень бакалавритата, специалитета) устанавливает следующие нормы, которые отражены в расписании учебных занятий:
2.2.1 объем часов (зачетных единиц) в очной форме обучения по физической культуре и спорту в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» (разд. 6);
2.2.2. объем часов элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту (разд. 6).
К категории качественных показателей образовательного процесса можно отнести:
1.требования законодательства Российской Федерации в сфере образования:
1.1. соответствие типологии учебных занятий по дисциплинам (модулям) (п. 31. Приказа 301, п. 9. Приказа 1259, п. 28. Приказа 464);
1.2. дата утверждения расписания учебных занятий до начала периода обучения по образовательной программе (п. 32. Приказа 301);
1.3. соотвествие расписания организационным и санитарно-гигиеническим требованиям: исключение нерациональных затрат времени обучающихся, педагогических работников, непрерывная последовательность учебных занятий, отсутствие длительных перерывов между занятиями (п. 32. Приказа 301, п. 3.1. Приказа 536, локальный нормативный акт).
2.требования федеральных государственных образовательных стандартов:
2.1.соответствие материально-технического обеспечения путем анализа кабинетов (лабораторий, мастерских), в которых фактически проводятся занятия (раздел 7 ФГОС СПО устанавливает обязательный перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений; п 7.3. ФГОС ВО определяет наличие учебных аудиторий для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещений для самостоятельной работы и помещений для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования);
2.2. наличие обязательных дисциплин, установленных в разделе 6. ФГОС ВО (уровень бакалавритата, специалитета), в разделе 6. ФГОС СПО;
2.3 наличие дисциплин по физической культуре и спорту в рамках базовой части блока : «Дисциплины (модули)», обязательных элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, установленных в разделе 6 ФГОС ВО;
2.4. подтверждение наличия и соответствия научно-педагогических работников квалификационным требованиям, фактическое участие в реализации образовательной программы штатных научно-педагогических работников (НПР), НПР, имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, работников из числа руководителей и работников профильных организаций. Анализ расписания позволит подтвердить достоверность информации о кадровом обеспечении, представленной в соотвествующем разлеле официального сайта организации, а также сведения об организационно-педагогических условиях конкретной образовательной программы.
Кроме того, расписание учебных занятий является одним из документов, подтверждающих выполнение запланированной учебной нагрузки в индивидуальном плане преподавателя. Данный правовой анализ актуален при автоматизации и других процессов в сфере образования.