1.
Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внешней
оценке качества образования разработано в соответствии с законодательством
Российской Федерации:
- Федеральным законом от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
- Указом Президента РФ от
07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной
политики»;
- Постановлением
Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
- Приказом Минобрнауки
России от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества образовательной деятельности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»;
- Письмом Минобрнауки России
от 14.10.2013 № АП-1994/02 «О методических рекомендациях по внедрению
независимой системы оценки качества работы образовательных организаций»;
- Письмом Минобрнауки России
от 03.04.2015 № АП-512/02 «О направлении Методических рекомендаций по независимой
системе оценки качества образования»;
- Уставом образовательной
организации и иными локальными нормативными актами.
1.2. Внешняя оценка качества
образования – оценочная процедура, которая осуществляется в отношении
деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных
программ в целях определения соответствия предоставляемого образования
потребностям:
·
физических лиц – потребителей образовательных
услуг (в том числе, родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного,
общего и дополнительного образования детей и иным программам, и
совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным программам) в
части оказания им содействия в выборе образовательной организации,
образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям
обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных
программ;
·
юридических лиц (в том числе самой
образовательной организации) в части определения качества реализации
образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам
оценки;
·
учредителя образовательной организации,
общественных объединений и др. в части составления рейтингов, других оценочных
процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий,
направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими
образовательных программ.
1.3. Использование результатов
внешней оценки качества образования способствует:
·
принятию потребителями услуг обоснованного
решения при выборе конкретной организации для получения необходимой услуги;
·
установлению диалога между образовательными
организациями и потребителями услуг;
·
разработке и реализации планов мероприятий по
улучшению качества деятельности образовательной организаций;
·
оценке деятельности руководителей организаций.
·
2. Цели, задачи и принципы
функционирования внешней оценки
качества образования
2.1.
Основными целями внешней оценки качества образования являются:
·
повышение качества и доступности
образовательных услуг, предоставляемых образовательными организациями, качества
работы образовательных организаций;
·
информирование потребителей образовательных
услуг о качестве образования, качестве работы образовательных организаций и реализуемых
ими образовательных программах;
·
создание условий для объективной оценки
качества образования образовательных организаций и о реализуемых ими
образовательных программах.
2.2.
Основными задачами внешней оценки качества образования являются:
·
осуществление внешней, объективной внешней
оценки качества деятельности образовательных организаций;
·
привлечение общественности к оценке качества
предоставления услуг в сфере образования;
·
обеспечение открытости и доступности
объективной информации о качестве деятельности образовательных организаций всем
категориям пользователей;
·
создание организационно-информационной основы
для принятия управленческих решений, направленных на прогнозирование развития
образования.
2.3.
Основными принципами функционирования внешней оценки качества образования
являются:
·
открытость информации о механизмах и процедурах
внешней оценки качества образования, доступность ее результатов в рамках,
определенных законодательством Российской Федерации;
·
открытость процедур внешней оценки качества
образования для участия общественных организаций, профессиональных сообществ,
экспертов, специализирующихся на вопросах внешней оценки качества образования;
·
открытость информации о результатах оценки
качества образования образовательных организаций в рамках, определенных
законодательством Российской Федерации;
·
прозрачность процедур и механизмов оценки
качества предоставления образовательных услуг образовательными организациями;
·
исключение дискриминации при принятии
управленческих решений;
·
объективность, достоверность и прозрачность
результатов оценивания, обеспечиваемая через привлечение квалифицированных
экспертов, использование стандартизированного и технологичного инструментария
оценки.
3. Организация внешней оценки качества
образования
3.1.Объектом
внешней оценки качества образования могут быть:
·
образовательные программы, реализуемые
образовательными организациями;
·
условия реализации образовательного процесса;
·
уровень результатов освоения обучающимися
образовательных программ;
·
качество профессиональной деятельности
педагогических работников, в том числе при подготовке к прохождению аттестации
в целях установления квалификационной категории;
·
официальные сайты образовательных организаций.
3.2.
Инструменты внешней оценки качества образования:
·
рейтинги по различным основаниям, в интересах
различных групп потребителей образовательных услуг;
·
контрольно-измерительные материалы для
определения уровня результатов освоения образовательных программ;
·
статистические данные официального
статистического учета;
·
публичные доклады образовательных организаций (отчеты
о самообследовании образовательных организаций) и другие открытые данные, характеризующие
условия и процесс образовательной деятельности в образовательной организации,
размещаемые на официальном сайте образовательной организации.
3.3. В
качестве основы для разработки оценочного инструментария используются:
·
требования соответствующих федеральных
государственных образовательных стандартов к результатам освоения
образовательных программ;
·
измерительные материалы международных
сопоставительных исследований результатов образования; требования к организации
образовательной деятельности, установленные действующим законодательством;
·
задания федерального, регионального,
муниципального банков контрольно-измерительных материалов;
·
требования заказчика.
3.4. Внешнюю
оценку качества образования проводят информационные агентства, организации,
осуществляющие процедуры внешней оценки качества образования, а также эксперты
или группы экспертов в области проведения государственной аккредитации
образовательных организаций по экспертизе соответствия содержания и качества
подготовки в организации Федеральным государственным образовательным
стандартам; эксперты или группы экспертов аттестационных комиссий субъектов
Российской Федерации.
В
установленном законодательством Российской Федерации в порядке, под разные
технические задачи возможно привлечение других исполнителей.
3.5. В
качестве заказчиков процедур внешней оценки качества образования могут
выступать:
·
общественные советы, общественные объединения,
региональные общественные палаты – формируют заказ на проведение
сопоставительных оценочных процедур для определения качества работы и
результатов деятельности образовательных организаций совместно с информационными
агентствами, организациями, осуществляющими процедуры внешней оценки качества
образования;
·
учредитель образовательной организации –
обращается к организации, осуществляющей процедуры оценки качества образования,
для включения подведомственной организации (с учетом согласия на участие в
соответствующей программе со стороны органа государственно-общественного
управления данной организации) в соответствующие программы оценочных процедур
(в том числе рейтинги, формы общественно-профессиональной аккредитации, др.);
·
органы государственной власти Российской
Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления – согласовывают с общественным советом инициативу по
проведению соответствующих оценочных процедур и совместно формируют заказ
организациям, осуществляющим процедуры внешней оценки качества образования,
обеспечивая открытость этапов обсуждения и согласования заказа;
·
руководитель образовательной организации –
обращается к организации, осуществляющей процедуры внешней оценки качества
образования, а также экспертам в области оценки качества образования с целью внешней
оценки качества реализуемых его организацией образовательных программ;
·
педагогический работник образовательной
организации – имеет право обратиться к организации, осуществляющей процедуры внешней
оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области с целью
проведения оценки качества собственной профессиональной деятельности, в том
числе при подготовке к прохождению аттестации в целях установления
квалификационной категории;
·
родители обучающихся – обращаются
непосредственно в одну из организаций, осуществляющих процедуры внешней оценки
качества образования, либо к экспертам в соответствующей области с целью
определения уровня результатов освоения образовательных программ обучающегося.
Выбранная организация с учетом образовательной программы, осваиваемой
обучающимся, разрабатывает и проводит оценочные процедуры, по результатам
которых формирует рекомендации родителям обучающегося;
·
обучающиеся старших классов – имеют право
обратиться в одну из организаций, осуществляющих процедуры внешней оценки
качества образования, и пройти независимое тестирование, анкетирование, и иные
формы оценки уровня результатов освоения образовательных программ и получить
рекомендации по формированию индивидуального учебного плана, внесению изменений
в индивидуальный учебный план, перспективам получения профессионального
образования.
3.6.
Участники внешней оценки качества образования.
3.6.1. Органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление
в сфере образования, органы местного самоуправления:
·
создают условия для организации проведения внешней
оценки качества образования,
образовательных услуг, предоставляемых образовательной организацией;
·
определяет перечень юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих процедуры внешней
оценки качества образования, разработки методики оценки, в том числе рейтингов
образовательных организаций;
·
обеспечивает подготовку и размещение в открытом
доступе на официальных электронных ресурсах в сети Интернет информацию об
организациях, осуществляющих процедуры внешней оценки качества
образования, экспертах в сфере
образования, а также информацию по показателям
деятельности системы образования, информации, содержащей описание результатов внешней
оценки качества образования;
·
способствует проведению рейтингов
образовательных организаций, содействует их многообразию и учету результатов
при поведении оценочных процедур, проводимых в рамках мониторинга системы
образования, внешней системы оценки качества образования;
·
координирует деятельность по созданию условий
для обеспечения информационной открытости образовательных организаций;
·
осуществляет поддержку и оказывает содействие
развитию независимых институтов оценки качества образования, взаимодействию с
общественными организациями;
·
формирует заказ организациям и экспертам,
осуществляющим процедуру внешней оценки качества образования;
·
обеспечивает открытость при формировании заказа
на оценку деятельности или
·
результатов деятельности образовательных
организаций
3.6.2.
Образовательные организации:
·
обеспечивают сбор и размещение на официальных
электронных ресурсах образовательных организаций в информационно-коммуникационной
сети Интернет информации в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
·
согласовывают с коллегиальными органами
управления образовательной организации участие в процедурах внешней оценки
качества образования образовательной организации;
·
предоставляют в открытом доступе в сети
Интернет отчет о результатах самообследования (публичный доклад), а также
информацию в соответствии с принципами открытости согласно действующему федеральному
законодательству;
·
по результатам участия в процедурах внешней
оценки качества образования разрабатывают, согласовывают с учредителем образовательной
организации и утверждают планы мероприятий по улучшению качества работы
образовательных организаций;
·
используют результаты внешней оценки качества
образования для решения задач, отраженных в основной образовательной программе
(программах) организации, а также с целью повышения эффективности деятельности,
достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям
Федеральных государственных образовательных стандартов;
·
обеспечивают открытость и доступ к всесторонней
информации об осуществлении внешней оценки качества образования на всех ее
этапах;
·
могут принимать участие в общероссийских,
международных сопоставительных мониторинговых исследованиях;
·
имеют право самостоятельно выбрать сторонние
организации (общественные, общественно-профессиональные, автономные
некоммерческие, негосударственные организации), для внешней оценки своей
деятельности.
3.6.3. Организации
и отдельные эксперты, осуществляющие процедуры внешней оценки качества
образования:
·
формируют перечень показателей деятельности
образовательных организаций, предлагаемых для оценки, предложения по
периодичности, механизмам получения информации;
·
разрабатывают порядок проведения оценочных
процедур, контрольно-измерительные инструменты, методики и другие инструменты,
с помощью которых организуется работа по проведению внешней оценки качества
образования;
·
анализируют полученные результаты оценочных
процедур, по итогам анализа формируют рекомендации по дальнейшему развитию
образовательных организаций, муниципальных и региональных образовательных
систем;
·
разрабатывают методологию и проводят
рейтингование образовательных
организаций, другие оценочные процедуры;
·
проводят по заказу образовательных организаций
экспертизу качества образования – экспертную оценку качества работы
образовательной организации, ее подразделений, реализуемых ею отдельных
образовательных программ на основе представленных материалов и установления
соответствия объекта исследования определенным и согласованным критериям
оценки;
·
участвуют в работе общественных советов для
обсуждения общей стратегии развития внешней оценки качества в регионе,
результатов оценочных процедур;
·
участвуют в разработке или разрабатывают
электронную среду для организации
оценочных процедур с использованием с целью повышения эффективности и
прозрачности этих процедур;
·
участвуют (по согласованию) в процедурах
государственной аккредитации образовательной деятельности;
·
готовят аналитические справки, доклады о
состоянии образования на основе проведенных оценочных процедур.
Организации и отдельные
эксперты осуществляют свою деятельность в соответствии со сформированным
заказом на проведение внешней оценки качества образования.
Особое внимание уделяется обеспечению
соответствия качества используемых инструментов оценки современным требованиям,
учитывая при разработке критериев разнообразие и разнонаправленность
образовательных программ, реализуемых образовательными организациями.
3.6.4. Общественные
советы:
·
определяют стратегию проведения внешней оценки
качества образования в субъекте Российской Федерации, муниципальном
образовании;
·
готовят предложения в открытый перечень
организаций, которые могут проводить независимую оценку качества образования в
регионе, а также рекомендуют широкой общественности кандидатов-экспертов
регионального уровня;
·
проводят общественные обсуждения критериев
планируемых оценочных процедур, итогов внешней оценки качества образования при
участии экспертных организаций и отдельных экспертов, готовят предложения по
улучшению качества услуг, предоставляемых образовательными организациями;
·
оказывают содействие деятельности рейтинговых
агентств, организаций и отдельных экспертов, осуществляющих оценочные
процедуры, социологические исследования при реализации процедур внешней оценки
качества образования;
·
координируют деятельность по организации
общественной экспертизы предлагаемых и реализуемых методик внешней оценки
качества образования.
4.
Использование результатов внешней оценки качества образования
4.1. Организации или отдельные
эксперты, осуществляющие процедуру внешней оценки качества образования, по
завершению работы:
·
анализируют полученные результаты оценочных
процедур;
·
по итогам анализа формируют рекомендации по
дальнейшему развитию образовательных организаций, образовательных систем;
·
разрабатывают методологию и проводят
рейтингование образовательных организаций, другие оценочные процедуры;
·
готовят аналитические справки, доклады о
состоянии образования на основе проведенных оценочных процедур и предоставляют
их заказчику;
·
обеспечивают открытость и доступ к всесторонней
информации процедуры внешней оценки качества образования;
·
дают рекомендации по формированию
индивидуального учебного плана, внесению изменений в индивидуальный учебный
план, перспективам получения образования.
4.2. Результаты внешней оценки
качества образования должны способствовать:
·
повышению качества предоставляемых
образовательных услуг;
·
развитию конкурентной среды;
·
выявлению и распространению результативных
моделей организации образовательного процесса;
·
сохранению и развитию единого образовательного
пространства, разнообразия образовательных программ.
Источник: http://rosmetod.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий